|
Юлиана Жихорь
Мажилисмены обеспокоены состоянием автодорог в стране. Точнее, новыми идеями правительства поделить ответственность за стратегическое планирование и содержание дорог между государственным органом и квазигосударственным АО
Согласно последним поправкам в законодательство по автодорожной отрасли, предполагается оптимизация управления отраслью: планирование схем дорог и контроль качества остается за Министерством транспорта и коммуникаций, а вот строительство, ремонт и содержание передаются в функции национального оператора - АО со 100-процентным госучастием “Казавтожол”, которое специально создается для этих целей. Этому же АО передадут и компетенцию сбора средств с платных дорог.
Как сообщил вице-министр МТК Роман Скляр, это позволит обеспечить качественное строительство и содержание дорог и своевременный сбор средств с пользователей. Мол, не министерская эта функция. Ну а чтобы простимулировать граждан платить вовремя, в Административный кодекс вводятся штрафные санкции за несвоевременную оплату за проезд: 5-10 МРП.
|
Вице-министр МТК Роман Скляр |
Ряд депутатов такое новшество возмутило. Во-первых, говорили они, слишком большие штрафы за слишком низкую плату за проезд: по трассе Астана - Щучинск стоимость проезда 1 тенге за километр (то есть чуть больше 200 за всю дорогу), а штрафы начинаются с 7 тысяч. Во-вторых, говорили депутаты, административное наказание - функция государства, но не бизнеса, которым является де-юре создаваемое АО. На что Скляр честно сказал: АО государственное, а потому представляет интересы страны. А значит, и КоАП тут уместен. Что же касается уровня штрафов, то “если штрафов не будет, граждане платить не будут. Дорогу будут ремонтировать за государственный счет”. А это стране не под силу.
Так, ежегодно на содержание 23 тысяч километров автодорог Казахстана выделяется 9 миллиардов тенге при потребности не менее 38 миллиардов. Только трасса Астана - Щучинск ежегодно требует на содержание 1,3 миллиарда тенге. А потому, как сказал Скляр, средства, собираемые с граждан, будут направлены на покрытие этой суммы. И вообще, заметил вице-министр, цели собрать с казахстанцев побольше, чтобы строить новые дороги, правительство не ставит. Максимум - обеспечить адекватную компенсацию за содержание дорог.
Распространится ли аналогичный подход на другие платные дороги, которые появятся в стране уже в 2015 году (платными станут некоторые 4-полосные участки коридора Западная Европа - Западный Китай), пока непонятно. Равно, как не ясно, по какой схеме собираются взимать плату за некоторые городские дороги, которые, согласно вносимым поправкам, также могут стать платными.
Депутаты уже выразили озабоченность, что в городах платность дорог означает “дележку участков” между чиновниками акимата. Однако в правительстве заверили: решение о введении платности будет в функции исключительно правительства, а потому акиматам “разбогатеть” не удастся. Впрочем, остается в этом случае непонятным, кто тогда будет отвечать за качество городских платных дорог: национальный оператор или все-таки акимат.
Еще один вопрос, который волновал депутатов: способ оплаты за дорогу. Рауан Шаекин, например, напомнил, что за рубежом все просто: вставил в аппарат платежную карту, с нее деньги сняли. “У нас и карточки-то не у всех есть. Механизм оплаты какой будет, а то в Административный кодекс уже ответственность за неуплату ввели. Кто-то с сумкой будет стоять? Стикеры? Механизм на пальцах объясните”.
Ну вице-министр и объяснил. По его словам, возможность платить будет всеми доступными средствами: и наличными деньгами (включая монеты), и банковскими картами - кому как удобно. И ломаться система, как опасаются депутаты, не будет: протестирована и выдержала самые сильные морозы. “Система самая современная. Ее эксплуатация нареканий со стороны потребителей не вызовет”, - заявил Скляр.
Впрочем, депутаты не все вдохновились. Из 99 мажилисменов, проголосовавших за документ в первом чтении, два депутата нажали кнопку “против”, еще четверо воздержались.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |