|
Ботагоз Омар
Темпы развития электронной коммерции в Казахстане оставляют желать лучшего. Профессиональные участники рынка считают, что главная причина кроется в низкой скорости и качестве интернета и особенности менталитета населения стран Центральной Азии: для казахстанцев шопинг - это целый ритуал, который предполагает общение с продавцами и приятное времяпровождение при выборе товара. Но есть и юридический пробел: отсутствие закона, регулирующего вопросы электронной коммерции
Профессиональные участники рынка электронной коммерции в Казахстане всегда утверждают, что не располагают даже текущими цифрами оборотов онлайн-торговли внутри страны. “Это говорит о том, что данный вид бизнеса не стал еще индустрией в полном понимании этого слова”, - считает директор общественного фонда “Национальная интернет-премия Award.kz” Константин Горожанкин. Руководители организаций, развивающих этот сегмент рынка, дают разные цифры по этому направлению.
На прошлой неделе на совете предпринимателей при президенте РК глава государства озвучил данные по итогам прошлого года. “В 2012 году казахстанцы совершили интернет-покупки на сумму почти в 1,5 миллиарда долларов, но только 60 миллионов долларов пришлись на наш отечественный рынок. Остальные ушли за пределы Казахстана. Девять из десяти электронных транзакций совершены через зарубежные ресурсы. Убежден, что будущее за этим видом торговли”, - подчеркнул он, дав поручение Кабмину до конца текущего года разработать законопроект об электронной торговле, а также отраслевой перспективный план развития интернет-торговли в Казахстане.
“Открыть интернет-магазин в десятки раз дешевле, чем стационарную торговую точку. Слабость электронного торгового сегмента связана с двумя причинами. Во-первых, это неэффективное развитие отечественных интернет-ресурсов. Во-вторых, у нас нет закона об электронной торговле”, - подчеркнул президент. По его мнению, “многие предприниматели безынициативны, уподобляются иному челноку из 90-х годов, пассивно сидящему в своей торговой точке на городском рынке, ожидая очередного покупателя”.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что интернет-коммерция сегодня является глобальным трендом. Например, в США ее доля в общем объеме торговли составляет 6,5 процента, в Евросоюзе - 5,7, в России - 4 процента, в нашей же стране - всего 0,5 процента. Развитие этого сегмента важно и потому, что, по подсчетам экспертов, 15-процентное увеличение объемов электронных платежей, в том числе в области торговых операций, приводит к 7-процентному сокращению теневой экономики.
По мнению же профессиональных участников рынка, недостаточно активное развитие процесса электронной коммерции связано с тем, что люди в Центральной Азии предпочитают ходить на базар, чтобы пообщаться и получить удовольствие от процесса покупки. Вторая немаловажная причина - дороговизна, связанная с полноценным запуском виртуальных магазинов.
Выход на казахстанский рынок обойдется интернет-ретейлерам не менее чем в 50-60 миллионов долларов. И это не единовременные инвестиции. Для того, чтобы ежемесячные торговые обороты исчислялись миллионами долларов, в товар придется вкладывать в десятки раз больше. На стартовом этапе потребуется не менее трех-пяти миллионов долларов, а строительство складов и налаживание первых операций потребуют до 10 миллионов американских долларов.
Пока, как показывает практика, темпы развития электронной коммерции в Казахстане не оправдываются в прогнозах экспертов. Еще в 2010 году, на II съезде IT-предприятий Казахстана, Константин Горожанкин прогнозировал, что, “если не мешать рынку развиваться”, к концу 2013 года объем электронной коммерции в нашей стране будет составлять 4,9 миллиарда долларов США (или 5,1 процента от всего казахстанского рынка товаров и услуг, оцениваемого в 96,1 миллиарда долларов США), и его постоянными покупателями будут 5,2 миллиона казахстанцев.
Но уже сейчас видно, что эти прогнозы совсем “мимо кассы”.
Правительство же в своей работе пока делает основной упор на развитие электронного правительства. Как говорил в марте, выступая на заседании Кабмина, министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев, на 1 января 2013 года количество пользователей интернета в Казахстане достигло 62,8 процента. Причем широкополосный интернет еще не дошел в населенные пункты с населением от 50 человек (а в крупных городах часто можно услышать нарекания о качестве и скорости при пользовании ресурсами Всемирной паутины).
“Мы предполагаем, что населенные пункты с населением свыше 50 человек обеспечим на сто процентов возможностью получения широкополосного интернета по технологии CDMA со скоростью 512 Кб в секунду”, - пообещал министр. По его словам, до конца этого года для областных центров будет доступна технология 4G.
Астана |