|
Айгерим Бейсенбаева
Травиата - на земле и под землей
Произведения “Аида” и “Травиата” - непревзойденная классика оперного искусства - вновь на сцене ГАТОБ в исполнении международного состава артистов.
В Алматы стартовал IV Международный фестиваль оперного искусства. В этом году фестиваль посвящается 200-летию итальянского композитора Джузеппе Верди.Фестиваль проходит с 4 по 7 апреля на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Проект осуществляется при поддержке Союза музыкальных деятелей Казахстана и Казкоммерцбанка
Аудитория не может не полюбить оперу, когда предоставляется шанс ее слушать, сказал как-то популяризатор классического искусства итальянский певец Андрея Бочелли. И такой удивительный шанс представился алматинцам в прошлом году, когда ведущие артисты ГАТОБ внезапно предстали перед простыми покупателями Зеленого базара и блистательно исполнили несколько узнаваемых арий. Звуки самого сложного и изысканного инструмента - человеческого голоса - разносились между торговых рядов - своеобразный “пробник” истинного классического искусства.
В этом году организаторы фестиваля оперного искусства решили повторить эксперимент. На этот раз музыканты симфонического оркестра театра “снизошли” до своих слушателей, спустившись в метро. Они устроили для пассажиров метрополитена полноценный концерт в движущемся вагоне, вступив с арией из оперы “Травиата” на станции “Алмалы”. Проехав пару остановок, весь оркестр высыпал на платформу, сопровождаемый случайной публикой, и сыграл еще несколько произведений - музыка великого Верди звучала под сводами подземного зала на глубине 30 метров. Впервые музыканты ГАТОБ выступали в столь экстремальных условиях.
Известный итальянский композитор Джузеппе Верди не писал музыку для балетов. Поэтому в программе нынешнего фестиваля нет балетных постановок, зато оперную программу из двух наиболее популярных опер автора “Травиата” и “Аида” дополняет произведение “Реквием” для солистов хора. Завершится фестиваль традиционным гала-концертом с участием гостей и артистов ГАТОБ.
|
Дирижер фестиваля Кристиан Санду |
По традиции ведущие партии в фестивальных постановках исполняют выдающиеся творческие силы со всего мира. Ведущим дирижером фестиваля выступает Кристиан Санду (Румыния).
На сцене ГАТОБ выступят настоящие мастера оперной сцены: исполнители Диего Кавадзин (Италия), Джанфранко Монтрезор (Италия), Георгий Ониани (Германия), Тамер Пекер (Турция), Ирина Иордаческу (Румыния) и Кирилл Борчанинов (Узбекистан).
Казахстан, в свою очередь, представляют дирижер Алан Бурибаев, а также солисты ГАТОБ имени Абая Дина Хамзина, Жупар Габдуллина, Гульзат Даурбаева, Болат Есимханов, Сара Ищанова, Бейбит Кожабаев.
Оперы Верди, равно как и отдельные арии из них, пользуются большой популярностью у публики. На сцене ГАТОБ в настоящее время идут пять оперных постановок Верди.
Особняком в программе фестиваля стоит уникальное произведение “Реквием”. Это произведение наряду с “Реквиемом” Моцарта является одним из самых исполняемых сочинений этого специфического жанра. На сцене ГАТОБ в формате концертного произведения “Реквием” Верди исполняется впервые.
- “Реквием” - особое произведение Верди, - говорит дирижер Алан Бурибаев. - Композитор не так много писал для концертной эстрады. Хотя здесь нельзя определить это произведение как чисто эстрадное или церковное.
|
Дирижер Алан Бурибаев |
Это большое монументальное произведение, огромное полотно, написанное жирными мазками. “Реквием” Верди можно сравнить с полотнами Рубенса или фресками “Страшный суд” Микеланджело в Сикстинской капелле.
Верди всю жизнь писал оперы, и потому реквием он написал в своеобразном театральном ключе, несмотря на то, что это все-таки церковный текст. Ирландский писатель Бернард Шоу иронично называл “Реквием” лучшей оперой Джузеппе Верди. Там действительно много театральных моментов, и поэтому, когда мы работали над этим произведением, я объяснял хору перевод каждой латинской фразы. Выясняется, что латинский текст очень живой, эмоциональный, театральный, я бы сказал.
“Реквием” - для любого театра произведение знаковое, так как он написан для хора. Потому что театральный оркестр, как правило, сидит в яме, и вы знаете, там, в яме, у них своя жизнь, свой менталитет. Зрители оркестр не видят, а хор и его эмоции, в свою очередь, все время на виду.
И у музыкантов, впрочем, будет возможность показать себя как концертный оркестр. А эта роль для них не совсем привычная.
|
Паоло Базизио даст мастер-класс по операм Верди |
В рамках фестиваля при поддержке Казкоммерцбанка прошел уникальный мастер-класс на тему: “Драматическая интерпретация персонажей опер Джузеппе Верди”. Мастер-класс провел Паоло Бозизио, профессор факультета истории театра и исполнительского искусства Университета г. Милана, художественный руководитель театра Джакоза в Ивреа. По словам Бозизио, для исполнения очень важно понимать смысл произведения, а так как большинство опер написано на старинном варианте итальянского языка, не все артисты, в том числе и сами итальянцы, понимают значение текста.
Мастер-класс устроили для солистов и режиссеров ГАТОБ имени Абая, студентов вокального и дирижерского факультетов Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, студентов отделений вокального искусства, актерского мастерства, режиссуры Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, режиссеров ТЮЗов и драматических театров Алматы.
За три года проведения Международного фестиваля оперного и балетного искусства в Алматы поклонники высокого жанра смогли оценить такие громкие совместные постановки, как “Пиковая дама”, “Богема”, “Любовный напиток” Гаэтано Доницетти, “Турандот” Дж. Пуччини, “Аида” Джузеппе Верди, балеты “Ромео и Джульетта”, “Анна Каренина” и “Лебединое озеро”.
Казахстанцы смогли насладиться непревзойденным мастерством звезд мирового оперного и балетного искусства из Италии, Великобритании, России, Южной Кореи
и других стран. |