|
Ботагоз Сейдахметова
В среду в Алматы завершился первый в этом году раунд переговоров по иранской ядерной программе. Примечательно, что и второй раунд состоится вновь в нашем городе после стамбульской встречи на уровне экспертов. Почему опять в Алматы, и зачем нам, Казахстану, это надо? Проще говоря, мы-то со всего этого что имеем?
В кулуарах конференции, после того, как стало известно, что все участники переговорного процесса по Ирану вновь соберутся в Алматы 5 и 6 апреля, казахстанские журналисты шутили, мол, понятно почему. Гостеприимные организаторы даже нас, журналистов, кормили исключительно в ресторане отеля “Интерконтиненталь”, то есть на высоком уровне. После такого дастархана плохо писать о Казахстане было бы неприлично. Помнится, на крутой и знаменитой Мюнхенской конференции по безопасности журналистов особо не кормили и вообще не собирались каких-то комфортных условий нам создавать. Немцы - народ экономный.
Между тем в пресс-центре конференции по Ирану стояли компьютеры с высокоскоростным интернетом, где можно было набирать тексты одновременно и на казахском, и на русском, и на английском языках, и даже на фарси. Так что иранские журналисты были приятно удивлены. Кроме того, в пресс-центре установили мониторы, где все время крутили ролики о Казахстане: красивые, счастливые люди, суперсовременная столица, юрты, бабушки в кимешеках и серебряных казахских украшениях, юные девушки в казахских костюмах, Байтерек. Отдельное кино сняли о предстоящей в Астане ЭКСПО-2017. Хочу отметить чудесную режиссерскую работу всех роликов, а также высококлассную компьютерную графику.
Все иностранные журналисты жили в этом же отеле - между прочим, одном из самых дорогих в южной столице. Казахстанская сторона предоставила им очень высокие скидки на проживание.
Все эти условия для дорогих гостей, а также сопровождающих их журналистов, похоже, из области так называемого “странового пиара”. Казахстану очень важно, чтобы о нас не просто знали, но знали с положительной стороны. И, видимо, это причина номер один в ответ на вопрос - зачем все это Казахстану?
На самом деле, если бы я была гостем, который впервые приехал в Казахстан и попал именно на международную конференцию в Астане или Алматы, я бы захотела сюда вернуться еще раз.
Нашу страну за рубежом тамошние местные обыватели часто путают с Пакистаном или Афганистаном, даже если вы им повторите название нашей страны медленно и по буквам. Вот упорно путают, и все тут.
Конечно, Бог с ними, с обывателями. У нас в Казахстане своих грамотеев хватает, порой такие перлы безграмотности и недалекости можно услышать, что в этот момент понимаешь масштабы глобализации. Так что взять с простого американца... Но когда даже политики высокого полета путают между собой все эти многочисленные “станы”! Буквально на днях известный американский политик Джон Керри в своей первой речи в качестве Государственного секретаря США (читай: министра иностранных дел) так все перепутал, что в итоге получилась новая страна - “Кырзахстан”. Ясное дело, он скрестил Казахстан с Киргизией.
Цитаты из этой его речи уже гуляют по интернету и, конечно, нещадно высмеиваются блогерами и прочими любителями соцсетей. Вот что получается по словам Джона Керри: “Смелые сотрудники Госдепартамента США... работают в наиболее опасных местах земного шара. Они борются с коррупцией в Нигерии. Они поддерживают верховенство закона в Бирме, они поддерживают демократические преобразования в Кырзахстане (Kyrzakhstan) и Грузии”.
Впрочем, наиболее жестоко посмеялись над американским политиком журналисты американского интернет-портала The Global Post, которые предложили главе дипломатического ведомства перед официальной поездкой с президентом Бараком Обамой в Израиль выяснить, где же все-таки находится “Кырзахстан”.
Между прочим, именно США в течение многих лет тратят огромные деньги на создание положительного имиджа страны. По сути, это пиар-кампания государственного уровня, и, соответственно, денег на это благородное дело не экономят.
Я сама не раз была участником программ от Госдепа, побывала в США на двух президентских избирательных гонках. Мы жили в лучших отелях, для нас были организованы культурные программы, приглашали самых известных спикеров и даже выдавали дорожные чеки на большие суммы, чтобы мы могли сами расплачиваться.
Такие пиар-программы для США, на мой взгляд, абсолютно необходимы. Потому как это влиятельное государство мира всегда находится в положении то могучего и ненавистного врага для многих прочих стран, то розовой мечты для иммигрантов из стран третьего мира.
Итак, для США страновой пиар - дело давнее, обкатанное и необходимое. А вот какой в этом смысл для Казахстана, спросит обыватель.
Есть в этом смысл! Причем такой, что может быть понятен и принят всеми гражданами страны. Все внешнеполитические амбиции Казахстана, от пресловутого председательства в ОБСЕ до проведения ЭКСПО, по сути, инструмент привлечения в страну иностранных инвестиций. Никто не придет в страну, где нет стабильности, не работают законы и, наконец, нет высоких устремлений.
На конференции по Ирану в Алматы было много журналистов из Японии, которые весьма активно и неравнодушно работали. Я спросила одного их них, причем тут Япония - в “шестерку” вы не входите, Иран от вас далеко и, вообще, вы-то, что здесь потеряли? Японец даже обиделся на меня, ответив строго - Япония является одним из важных игроков на мировой арене, и у нас есть четкое собственное мнение на каждую мировую проблему. При этом и он, и его иранская коллега говорили мне, что Иран и Япония имеют хорошие отношения, и все же Япония выступает против иранской ядерной программы.
То есть и Япония, и Иран зерна от плевел отделяют и понимают важность торгово-экономических и культурных связей. Другое дело, что Ирану, на мой взгляд, как раз не хватает странового пиара. Благо, старшее поколение, выросшее в бывшем Союзе, все еще помнит и уважает великую персидскую цивилизацию, ее поэтов, писателей и ученых. Может, именно сегодня, когда простые иранцы страдают от экономических санкций, Тегерану стоит подумать о создании положительного имиджа страны?
Надо сказать, я сама в свое время ерничала на тему председательства в ОБСЕ, мол, и организация эта какая-то странная, и нам вроде есть, на что государственные деньги направлять. Но потом убедилась лично, что оно было нужно. Не только с точки зрения узнаваемости нашей страны, а по той простой причине, что пока мы себя считаем провинцией мира, мы таковыми и останемся. |