|
Ботагоз Сейдахметова
Третий, заключительный день на недавней 49-й Конференции по безопасности в Мюнхене практически был полностью посвящен текущим международным кризисам. В пленарных заседаниях приняли участие французский министр иностранных дел Лоран Фабиус, вице-премьер-министр и министр обороны Израиля Эхуд Барак, премьер-министр и министр иностранных дел Катара Шейх Хамад бен Жассем бен Жабер Аль-Тани, американский сенатор Джон Маккейн и другие известные политики региона и дипломаты.
В частности, обсуждали тему кризиса в бывшей французской колонии в Африке. Республика Мали сегодня в очередной раз в ее короткой постколониальной истории раздираема сепаратистскими настроениями. Впрочем, племена туарегов в северо-восточной части Мали давно провозгласили непризнанное Независимое государство Азавад и теперь еще раз заявили о своем желании отделиться от Мали, но ситуацию усугубили исламисты из группировки “Ансар-ад-Дин”, которые пытаются сделать из Республики Мали чисто исламское государство
На деле, в Африке, в частности Республике Мали, уже многие годы, с 1945 года, когда Европа начала терять свои заморские колонии, происходит то, чего так опасаются на Ближнем Востоке. А именно, раскол большого государства на мелкие новые государства, что делает их более уязвимыми. Может, потому Центральная Африка до сих пор находится в состоянии перманентной гражданской войны, и ее население страдает от голода и засухи? Фактически этот континент - мировая провинция.
Сепаратистские настроения в этой части Африки имеют место давно, а вот активизация радикальных исламистов вновь началась благодаря “арабской весне”, падению режимов Муаммара Каддафи в Ливии и Хосни Мубарака в Египте.
Что касается истории Мали, то эта бывшая французская колония только считается бывшей, потому как на помощь правительству пришли именно французы, как все еще влиятельные и главные гаранты безопасности в этой африканской провинции.
В современную Мали ислам суннитского толка пришел еще в конце XI века, а во второй половине XIX века сюда пришли французские колонисты. Колонизация прошла по старой проверенной тактике сталкивания лбами мелких и крупных племен, так что к началу прошлого века вся территория племен отошла французам и получила название Французский Судан.
Впрочем, колонизация обернулась для племен и своей хорошей стороной, потому как французские власти активно инвестировали в сельское хозяйство своей африканской колонии - строили оросительные каналы и дороги.
Уже к 1945 году Французский Судан стал заморской территорией Франции, то есть местное население получило гражданство Франции. Более того, в стране появились все атрибуты “взрослого” демократического государства: политические партии, выборные органы власти... Собственно, одна из таких политических партий и возглавила антиколониальное движение в стране. Имя тамошнего Ленина - Модибо Кейта. Только его путь в независимое государство был намного удобнее: в 1956 году колониальные власти назначили его мэром столицы - Бамако, а также одновременно депутатом французского Национального собрания.
Через два года Французский Судан стал автономной Суданской Республикой в составе Французского Сообщества. А в 1959 году появилась Федерация Мали, состоящая из двух частей - Суданской Республики и Сенегала. Летом следующего года события стали развиваться с бешеной скоростью. В июне Федерация Мали стала независимой, но пока оставалась в составе Французского Сообщества. В августе Сенегал покинул федерацию, а Суданская Республика вышла из состава Французского Сообщества, переименовав себя в Республику Мали.
Модибо Кейта стал президентом и лидером единственной партии в стране - Суданского союза. Из внешних друзей в первых рядах находился почивший ныне СССР и прочие соцстраны, а потому и идеология была... марксизм-ленинизм. Однако первый малийский президент установил личные добрые отношения с тогдашним американским лидером Джоном Кеннеди.
Экономика страны также стала независимой, что очень быстро привело положение рабочих в плачевное состояние. Помогла стране выйти из тяжелого экономического состояния... Франция, которая все эти годы незримо присутствовала в зоне своей бывшей колонии. В Мали вернулся французский франк, а Париж получил почти полный контроль над экономикой африканской республики. Это стало началом раскола в рядах единственной партии и политических переворотов.
Первый такой государственный переворот произошел в ноябре 1968 года, президента отправили на нары, а новый, второй президент страны Мусса Траоре стал активно сотрудничать с Францией, ФРГ, США, Канадой и арабскими странами.
Попытку второго переворота в феврале 1978 года пресекли, арестовали министров обороны и безопасности Тиекоро Багайоко и Киссима Дукара.
Второй президент Мали также сохранил систему одной легальной партии, которую и возглавил - Демократический союз народа Мали. Таким образом, относительная стабильность в Мали сохранялась до 1985 года, когда ее прервала война с соседней Буркина-Фасо за спорную территорию.
Президента Траоре тоже свергли во время очередного государственного переворота в мае 1991 года. К власти пришел соратник первого президента - Альфа Умар Конаре. После него президентом избрали Амаду Туре, правление которого прервал очередной государственный переворот в 2012 году.
Власть захватили военные, за что соседи по региону объявили Мали бойкот - приостановили торговые и дипломатические отношения с Мали, закрыли общие границы, заморозили все малийские активы в региональном центральном банке.
Прошлый високосный 2012 год стал тяжелым для страны. По сути, о Мали заговорил весь мир, но причина была печальной - переворот в стране, за которым последовали теракты и новая активизация туарегов в стремлении сделать Азавад независимым.
Бардак завершился передачей власти от военных Национальному собранию в апреле 2012 года. Санкции отменили.
Но в мае исламистские революционеры из группировки “Ансар-ад-Дин” захватили север Мали. В конце мая в столице прошли мирные демонстрации протеста с требованием отставки временного президента Дионкунда Траоре.
Тогда же, в мае 2012 года, пути туарегов и группировки исламистов “Ансар-ад-Дин” разошлись, туареги заявили, что их не устраивает желание исламистов создать государство, построенное исключительно на законах шариата.
Впрочем, по наблюдениям аналитиков, на деле главы некоторых племен опять сотрудничают с экстремистскими группировками в регионе. Мол, конфликт в Северном Мали, который тянется с 1990-х по 2006 год, - это трещина, которая образовалась между главными группировками, где лидеры имеют личные амбиции в борьбе за политическое лидерство.
Между тем 20 декабря 2012 года Совет Безопасности ООН санкционировал развертывание в Мали миротворческого контингента для освобождения севера страны от исламских экстремистов.
В январе 2013 года президент Мали Дионкунда Траоре объявил в стране чрезвычайное положение.
Французские и малийские правительственные войска вошли в столицу Азавада - Гао 26 января 2013 года, не встретив никакого сопротивления со стороны туарегов. Французы заговорили о “победе над террористами” в северо-восточной части Мали. А повстанцы - о том, что борьба за независимость только началась.
Тем временем министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус сообщил, что Франция может начать вывод своего четырехтысячного контингента из Мали уже в марте этого года. По словам Лорана Фабиуса, французские войска не планируют оставаться на территории Мали продолжительное время, и теперь африканским странам предстоит принять эстафету. Другими словами - малийцам пора самим решать свои проблемы.
|
Богатая бедная Африка...
В Мали богатые запасы урана, нефти, газа, полиметаллов... |
Между тем некоторые эксперты говорят о том, что Париж вмешался в малийский конфликт из самых что ни на есть корыстных целей, и даже сравнивают ситуацию в Мали с иракской. Мол, СБ ООН позволил Франции войти в Мали под предлогом борьбы с радикальными исламистами, а на деле Париж волнуют все те же пресловутые вопросы из области энергетики. Известно, что большая часть французских атомных станций работает на африканском уране. Мали богата запасами урана, молибдена, полиметаллов, а также нефти и газа. Кроме того, она является третьим по объему производителем золота в Африке.
И все же при этом есть мнение, что вывод французских войск только активизирует действия террористов, и тогда Мали может на самом деле стать вторым Ираком или Афганистаном. |