|
Ботагоз Сейдахметова из Мюнхена
Повестка дня на 49-й Мюнхенской конференции по безопасности была очень напряженной, заседания начинались рано утром, а заканчивались за полночь. Так, войне в Сирии было посвящено две панели, основная началась в первый день конференции в 22.30 по мюнхенскому времени. В ней приняли участие крупные дипломаты из ООН, Лиги арабских государств, глава Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил шейх Моаз аль-Хатиб, а также американский сенатор Джон Маккейн. Все они пришли к неутешительному выводу о том, что шансов для скорого завершения сирийского конфликта очень мало
Гражданская война в Сирии продолжается уже 22 месяца. Мало шансов, что этот конфликт закончится в ближайшее время, считают все видные дипломаты, которые приняли участие в панельной сессии по Сирии. В частности, специальный представитель в ООН от Лиги арабских государств Лахдар Брахими сказал, что конец войны будет политическим чудом для Сирии. При этом он возлагает надежды на Совет Безопасности ООН, впрочем, он не смог себя показать на протяжении почти двух лет.
Но, возможно, просто нет другого варианта на данный момент, учитывая тот факт, что режим президента Башара Асада все еще отказывается говорить с оппозицией, считает Лахдар Брахими.
В своем докладе Брахими призвал членов Совета Безопасности, чтобы собраться вместе для обсуждения ситуации в Сирии. Если они не смогут договориться, то должны использовать Женевскую декларацию июня 2012 года в качестве точки отсчета.
По Брахими в Женевской декларации есть очарование “двусмысленности”, потому как призывает к формированию нового правительства, приемлемого для всех воюющих сторон в Сирии. Брахими не совсем уверен в том, что обе стороны смогут договориться о новом правительстве. И все же добавил, что “надо иметь какую-то надежду”.
Глава сирийской оппозиции шейх Моаз аль-Хатиб напомнил, что во время конфликта в Сирии погибло более 60 тысяч человек, 40 процентов инфраструктуры страны было разрушено, более трех миллионов домов теперь непригодны для проживания. “Тысячи сирийцев в настоящее время томятся в тюрьмах, - сообщил сирийский оппозиционный лидер. - Продолжаются целенаправленные атаки против гражданского населения. Длинные очереди людей перед пекарнями были расстреляны из минометов войсками режима. Даже школьники стали мишенью режима”.
Несмотря на все сказанное, Аль-Хатиб сказал, что ищет диалога с режимом Асадом при условии, что все политические заключенные будут освобождены. “Это может быть первым шагом на пути политического решения”, - сказал он и добавил, что если власти Сирии не примут его предложение, то сирийская гражданская война будет иметь большее негативное влияние на весь регион. “Мы, сирийцы, любим жизнь, но не боимся смерти”, - сказал в заключение шейх Моаз аль-Хатиб.
Директор Human Rights Watch Кеннет Ротт сказал, что если Россия снова использует свое право вето в Совете Безопасности ООН, то ситуация останется на том же месте. Надо сказать, что предложение Ротта противоречит словам посланника Брахими.
Американский сенатор Джон Маккейн сделал нетрадиционное предложение о том, чтобы использовать ракеты “Патриот” в Турции для того, чтобы сбивать сирийские самолеты. И это при том, что НАТО заверяли Турцию в том, что ракеты носят оборонительный характер. Сенатор заявил, что эти ракетные установки имеют диапазон, который может достичь сирийского города Алеппо. Он предположил, что ракеты “Патриот” могут быть использованы для создания безопасной зоны и помочь вернуть доверие сирийского народа.
Кроме того, Джон Маккейн рассказал, что беседовал с сирийским учителем в лагере для беженцев в Турции, который поклялся отомстить тем, кто не помогает сирийскому народу. По мнению американского сенатора, сирийский учитель отражает общую тенденцию, так что он ожидает рост экстремизма в Сирии и в регионе в целом. Впрочем, такое опасение выражали почти все участники дискуссии по Сирии. |