|
Кино научит школьников понимать родителей
Список 100 фильмов, рекомендованных для изучения в российских школах, похож на запоздалую попытку взрослых познакомить детей со своими ценностями, о которых те, как выясняется, не имеют ни малейшего представления. Вопрос только, не превратится ли этот деликатный процесс в очередную профанацию и обязаловку
Сразу два российских министра - образования и культуры - объясняли, каким образом российские школьники будут осваивать 100 фильмов, рекомендованных им к просмотру. Предварительный список был сформирован силами экспертов и путем народного голосования еще в конце прошлой недели. На сегодняшний день в нем только российские шедевры, к сентябрю обещали дополнить их зарубежными. Впрочем, как сообщил министр культуры
Владимир Мединский, список этот не окончательный и может дополняться в любой момент, если вдруг окажется, что появился фильм, который каждый образованный человек должен увидеть.
Самое важное в сообщении министров то, что предмет этот будет факультативным. То есть, как боялись некоторые, просмотр кино не войдет в обязательную школьную программу - по крайней мере, пока. Кроме того, Мединский предложил знакомить детей с великим кинематографом с младшей школы и до 11 класса.
Сама идея составить список фильмов, которые хорошо бы посмотреть и осмыслить нынешним детям, не вызывает резкого отторжения. Тем более, что под эту идею закупаются авторские права на все рекомендованные фильмы - таким образом появляется техническая возможность показывать в школах хорошее кино.
Но некоторые детали вызывают вопросы - например, как в один ряд могли попасть фильм “Маленькая Вера” и сказка “Морозко”. Но это частности. В конец концов, если будет так, как обещали министры, школа и конкретный преподаватель смогут выбирать, что, как и когда показывать детям.
“Это не список лучших фильмов, это не русский “Оскар”, это срез кино как важнейшей части современной культуры и как одного из важнейших искусств. Нам со стороны Минкультуры хотелось бы, чтобы школьник получил представление о том, как это искусство развивалось. Надо объяснить, почему этот фильм был “Аватаром” своего времени. “Броненосец “Потемкин”, “Аэлита”, “Иди и смотри” - очень тяжелые, непростые фильмы, но знать их и понимать школьнику было бы очень полезно”, - отметил Мединский.
Но обсуждение этой темы вдруг выявило какие-то более глобальные проблемы - начиная от обострившегося конфликта отцов и детей и заканчивая невозможностью выработать в нашем обществе единый культурный код, общее понимание истории и того, что с нами происходит сейчас.
“У нас сложилось такое странное состояние, когда дети и детство стали областью неведомого для взрослых. Большинство людей, которые в школе преподают, имеют только банальные, поверхностные представления о тех, кто сейчас учится. Мы и о своих-то детях вообще ничего не знаем. Это уже даже не особая субкультура, мы как будто из разных племен”, - говорит директор московской школы №261 Павел Карпов. По мнению педагога, разрыв “отцы - дети” сегодня ощущается особенно остро потому, что между детством родителей и их детей есть огромная разница: за это время произошел ряд последовательных революций - социальных, технологических и культурных.
“Мы можем только догадываться, что те вещи, на которых мы выросли сами, - фильмы, книги, идеалы - не имеют для нынешнего поколения никакого статуса, никакой ценности, и они о них ничего не знают. Я сужу и по своим собственным детям, и по ученикам. Они не смотрят наши фильмы, не умеют смотреть их, не радуются, не понимают, отчего оживляемся мы. То, что составляло общее для моего поколения, для них это не является ничем. Несуществующие смыслы”.
Владимир Карпов склонен рассматривать список 100 лучших фильмов как некую “запоздалую попытку привнести общие культурные основания между взрослыми и детьми, выросшими в другой ситуации”.
Согласен с директором школы и киновед, преподаватель истории кино Евгений Марголит.
“У нас нет четкого ощущения адресата этого списка”, - сказал он “РИА Новости”. И признался, что если бы к нему, историку кино, преподавателю, отцу юного кинозрителя, обратились с вопросом, каким образом организовать кинофакультатив в средней школе, он бы крепко задумался.
“В конечном счете, это были бы рассказы о драме русской истории ХХ века, о кино через историю страны, историю людей. О том, что шедевр мирового фильма “Чапаев” появился как реакция на великую трагедию народа. Как фильмы “Петр Первый” и “Адмирал Нахимов” - это не просто мифологизация истории, а куда более трагический случай, когда под давлением цензуры авторы меняли свои замыслы...”.
По мнению Марголита, ключом для изучения кино должна быть история. “Но сегодня беда в том, что действительная история заменена наспех сколоченными мифами. Причем мифами, которые до конца даже массовой аудиторией не принимаются, не срабатывают”.
К слову сказать, ни одного фильма, снятого после 1990 года, в списке нет. “Почему список заканчивается на 90-х годах - это вопрос не ко мне, а к экспертам... и к 40 тысячам проголосовавших за фильмы на информационных ресурсах. Единственное объяснение этому: “Великое видится на расстоянии”, - предположил Владимир Мединский.
Но есть тут и куда более тревожное объяснение - мы сами, взрослые, не очень понимаем и не можем сформулировать для себя, в каком мире мы сегодня живем. “Мы не можем объяснить это себе и не сможем объяснить детям”, - говорит Евгений Марголит.
Как и с любым мировоззренческим предметом, успех школьного кинообразования упирается в личность преподавателя. “Вопрос во взрослых, как и что они будут говорить детям, как они будут защищать свои ценности”, - говорит директор Карпов.
Евгений Марголит, учитель по образованию, выразил сомнение, что замученные школьной программой “преподы” смогут найти слова и формы, чтобы погрузить современных школьников в столь сложный для них контекст. “Это удел энтузиастов”, - добавил он.
Ответа на главный вопрос: кто будет рассказывать детям о фильмах, по каким материалам и как будут готовить учителей для этого факультатива, пока нет и в Министерстве образования. “Нужно определить по каждому фильму методологию его изучения, будут разработаны соответствующие рекомендации с участием экспертов в области кино. К началу следующего учебного года мы уже сможем кое-что предложить”, - сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
Главное, чтобы это изучение не превратилось со временем в обязаловку.
Наталья Афанасьева, обозреватель “РИА Новости” |