Айгерим Бейсенбаева
Хореография кадра
Документальный фильм “Другой танец” повествует о главных вехах развития современных направлений танца в стране. Начиная с первых постановок “возмутителя академического спокойствия” хореографа Жаната Байдаралина в конце 70-х и заканчивая значимыми событиями наших дней.
Современный танец развивался силами немногих личностей, обнаруживших в себе смелость танцевать “по-другому”. Это хореограф Гульнара Адамова, основатель коллектива “Самрук”, сестры Габбасовы, иностранные менторы, преподавшие азы смелости и свободы, и другие артисты, вершившие историю современного танца в Казахстане
Режиссером документального фильма “Другой танец” о развитии современного танца в Казахстане выступил режиссер Данияр Мусин. Молодой автор получил грант Фонда Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации - и, соответственно, возможность снять документальный фильм. Поддержку в создании картины режиссеру оказал также и общественный фонд “Центр современной хореографии”.
Режиссер и оператор фильма Данияр Мусин в интервью газете “Новое поколение” рассказывает о своем проекте:
- Я воспитывался в творческой семье. Мама Флюра Мусина - балетный критик, получила образование в ГИТИС. Отец Мурат Мусин - кинематографист, окончил ВГИК, мастерскую Соловьева.
Разумеется, эта творческая атмосфера, которая царила в нашей семье, повлияла на меня.
В 12 лет я взял в руки камеру. Отец увлеченно преподавал мне первые уроки съемки и монтажа. Он часто выезжал на съемку “натуры” и нередко брал меня с собой. Я побывал на съемочных площадках крупных кинематографических проектов того времени. И я учился, набирался опыта...
И когда пришло время определиться с выбором профессии, я без раздумий выбрал операторское искусство.
Я поступил в Академию кино и телевидения на оператора. И уже сам пытался снимать. Во время учебы мы пробовали свои силы в создании игровых короткометражек.
Почему мой первый серьезный проект посвящен танцу? Опять же это семейное влияние. Моя мама, Флюра Мусина, директор Центра современной хореографии. Она проводит различные фестивали и мероприятия, призванные популяризировать современный танец в Казахстане. Операторскую летопись этих событий вел поначалу мой отец, потом оператор Маулен Бекенов. И, наконец, эта ответственность легла на мои плечи.
Идея снять фильм о танце появилась, когда я узнал о той возможности, которую дает Фонд Первого Президента молодым начинающим авторам. Это была возможность проявить себя в том, что у меня получается лучше всего, и заодно рассказать о сфере искусства - хореографии, которая была мне близка с самого детства.
Мне повезло - я получил грант фонда на съемки документального фильма и приступил к работе.
- Сколько времени ушло на создание картины?
- На самом деле, работа над созданием фильма началась более десяти лет назад. И начал ее не я, а мои предшественники. Я думаю, мне не было и десяти лет, когда люди уже снимали этот материал. Видеоматериалы, которые я использовал в фильме, собирались годами. Позже и я сам включился в работу - записывал самые важные вехи развития современного танца в Казахстане.
Какое-то количество материала мы досняли уже в процессе создания документального фильма. Оставалось только выбрать самое ценное.
- Какой временной отрезок охватывает ваш фильм?
- Современный танец в Казахстане начал активно развиваться с обретением независимости. Можно сказать, мы ровесники - я родился в 1991 году. Главная идея фильма заключалась в том, чтобы показать основные этапы развития направления и рассказать о людях, которые творили историю.
Те люди, что развивали отечественный современный танец, создавали основы, знакомы мне с детства. Это Гульмира и Гульнара Габбасовы и известный хореограф Гульнара Адамова, которая для меня всегда была просто тетей Гулей. Еще ребенком я ходил на все их постановки и был увлечен этим миром, еще даже когда не смотрел на него через объектив камеры. Наверное, мне было легче создавать этот фильм, учитывая, что я с детства впитал эту эстетику и видел, как ведется эта титаническая работа по оттачиванию мастерства.
- Расскажите о специфике съемок танца. Тяжело ли дается передача динамики, эмоций?
- Не все операторы умеют правильно снимать танец. Нужно уметь пропускать его через себя, слышать музыку и видеть акценты и мельчайшие нюансы. Танец необходимо чувствовать.
Общественный фонд “Центр современной хореографии” начал функционировать в 2002 году. Изначально фонд позиционировал себя как инструмент для развития современного танца в Центрально-Азиатском регионе, выводя на первое место образовательный аспект деятельности.
В 2006 году Центр современной хореографии провел I Центральноазиатский фестиваль современного танца.
В ближайших планах Центра современного танца - создание новой отдельной фестивальной ветви - конкурса кинотанца. Этот конкурс планируется проводить среди опытных и начинающих режиссеров на создание самого качественного и эффектного фильма о танце. Этот жанр имеет свою интересную специфику создания, свой изобразительный язык. И благодаря последним техническим новшествам в съемке в последние годы пользуется особым успехом во всем мире. |