|
Константин Маскаев
Две казахстанские столицы должны стать ближе. Расстояние между ними может быть сокращено на 300-400 километров. Дорога станет прямой, что отразится и на скорости передвижения. То, что несколько лет назад было похоже на сказку, может быть реализовано в ближайшие 5-6 лет
Об этом, как о составляющей Стратегии-2050, заявил президент Назарбаев на совещании с правительством, главами министерств и премьер-министром в среду: “Приступаем к работе по новому пассажирскому железнодорожному транспорту Астана - Алматы”.
Речь идет о совершенно новом транспортном коридоре, который должен быть проложен по кратчайшему пути между двумя столицами. Озеро Балхаш, которое прежде было естественным препятствием при прокладывании путей, отныне не помеха. Через Балхаш и прибрежную южную часть можно проложить мост, сложное инженерно-техническое сооружение, которое Казахстан уже в состоянии себе позволить.
“Будем финансировать, - сказал президент. - Нам надо построить новую железную дорогу под “Тальго” (скоростные поезда испанского производства, курсирующие по маршруту Астана - Алматы; этот экспресс носит название “Тулпар”; с недавнего времени “Тальго” стали ходить на направлении Астана - Актобе). Если он будет проходить в течение четырех-пяти часов, нам этого будет достаточно. Приступить к разработке этой программы. То есть строительство линии скоростного сообщения Астана - Алматы возможно не в обход, как мы говорили, а через мост “Балхаш”. “Большой проект, надо за него взяться. За 5-6 лет мы его построим”, - выразил уверенность глава государства. По его мнению, эта транспортная инновация обладает и другой хорошей перспективой - развитием и реализацией туристического потенциала Балхаша.
В январе 2010 года мы писали о проекте нового железнодорожного сообщения через Балхаш как о далеко идущих планах. Прошло три года, и мы можем вернуться к этой теме уже как к делам обозримого будущего.
В феврале 2011 года, находясь с визитом в Китае, Нурсултан Назарбаев и сопровождавшие его глава “Казахстан Темир Жолы” Аскар Мамин, первый вице-премьер Умирзак Шукеев и первые руководители ФНБ “Самрук-Казына” ознакомились с проектом строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВЖМ) Астана - Алматы, как ее видят китайские разработчики. Подобная магистраль с эксплуатационной скоростью 350 километров в час действует в КНР с 2008 года и соединяет Пекин и третий по величине город в Китае - Тяньцзинь.
Позже, во время официального визита лидера КНР Ху Цзиньтао в Астану, появилось сообщение, что казахстанские и китайские специалисты разрабатывают технико-экономическое обоснование ВЖМ между Астаной и Алматы с оговоркой, что проект требует скрупулезного изучения с точки зрения коммерческой выгоды и необходимости. Видимо, сегодня сомнений в целесообразности больше не осталось.
В современных условиях строительство моста через Балхаш не выглядит чем-то невероятным. Тем более, поблизости от предполагаемой прямой между казахстанскими столицами лежит так называемая “узость” - известный пролив Узынарал, который делит озеро на пресную и солоноватую части. Его ширина - 3,5 километра, а глубина - всего четыре метра. Даже с учетом того, что помимо этой водной преграды строить эстакады предстоит еще в двух-трех местах и южнее самого побережья, с точки зрения промышленной архитектуры и инженерии это вполне состоятельная идея, которая могла бы в чем-то претендовать и на оригинальную. Конечно, такой мост не станет мировым рекордсменом. Да такой задачи и не стоит. Но самым большим мостовым сооружением в стране окажется без сомнений.
Что сулит проект после реализации? Помимо заметного сокращения дистанции пути значительно сократится время поездки. При грамотно составленном расписании можно, например, в течение одного рабочего дня совершить деловую поездку в Астану и вернуться в Алматы. Добраться от Алматы, Караганды и Астаны до какой-то условной станции вблизи озера Балхаш скоростным поездом станет вопросом пары часов. В летнее время это поможет расшевелить тему туризма и краткого отдыха горожан на побережье.
В связке со строительством высокоскоростной железной дороги было бы рационально подумать и об автомагистрали. Вполне можно вести речь о продолжении четырехполосного автобана Астана - Караганда дальше в южном направлении. Ведь, как помнится, в рамках проекта Западная Европа - Западный Китай высказывались предложения построить безопасную дорогу до Алматы через Капшагай и мост через Балхаш.
Кроме того, президент выразил вполне ожидаемое недовольство тем, что осталось от модернизации автомагистрали Алматы - Астана, проведенной 10 лет назад. “Что сейчас с этой дорогой? Какого она качества? Опять вся в “заплатках”, - отметил Назарбаев, добавив, что “надо приступить к масштабному проекту развития автодорожной инфраструктуры”. В таком контексте проект ВЖМ может оказаться хорошим подспорьем, поскольку его реализация неизбежно потребует наличия подъездных дорог, полевых станов, складских территорий и другой инфраструктуры. |