|
Ботагоз Сейдахметова
Сухой закон-2013
На территории соседней России уже три дня работает новый закон о продаже алкоголя, согласно которому в ночное время, а именно с 23 до 8 часов, все виды алкоголя запрещены к продаже. Интересно то, что любимый россиянами всех возрастов напиток - пиво - также подпал под этот запрет. Впрочем, известно, что пивной алкоголизм давно догнал и перегнал водочный как по уровню зависимости, так и по уровню криминальных и прочих тяжелых последствий
На Руси с алкоголизмом боролись издревле, каких только способов ни испробовали, чтобы отучить народ от проклятой зависимости. Еще при царе-реформаторе Петре I пьяницам надевали на шею тяжеленную медаль с надписью “За пьянство”. К слову, летом я побывала на выставке в Петропавловской крепости, где были представлены самые замысловатые инженерные приспособления, которые должны были изжить главные человеческие пороки - пьянство, воровство, болтливость, криминал и прочее. Всевозможные гильотины, татуировки каленым железом на лбу вора, “итальянские сапоги” - тогдашние полиграфы, просто наводили ужас. Но именно борьба с пьянством почему-то все же носила скорее шутовской, чем устрашающий характер. Во всяком случае, меня позабавили фигуры пьяниц, облаченных в огромную робу в виде пивной бочки и соответствующей изобличающей его пагубную страсть надписью. Бочка не позволяла ему ничего самостоятельно взять в руки, даже сесть или лечь. В ней бедолага был обязан ходить по улицам и потешать прохожих. Известно, что все эти меры ну никак не отсекли главный российский рефлекс - тягу к веселящему душу напитку.
Уже в начале ХХ века в царской России был издан указ о запрете производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России. Таким образом, торговля алкогольными изделиями была прекращена с 19 июля 1914 года, аккурат в преддверии Первой мировой войны. В результате выпить и закусить законно можно было только в ресторанах. Известно, что тогда царский указ оказался довольно действенным, потому как среднее потребление алкоголя на одного человека снизилось более чем в десять раз. Более того, только в 1960-х годах потребление алкоголя вернулось к уровню 1913 года.
Кроме того, царский указ 1914 года сократил число арестованных в пьяном виде в Петербурге на 70 процентов. Сократилось число самоубийств на почве алкоголизма в одном только Петрограде на 50 процентов. При этом число денежных вкладов в сберкассы увеличилось более чем в два раза.
Впрочем, запрет на производство алкоголя логично привел к тому, что народ стал тайно варить самогон, а потребление суррогатов приводило к отравлениям. Кроме того, закон нарушался отдельными заводчиками.
“Сухой” закон потом много раз пытались принять уже в советской России. Известны антиалкогольные кампании 1918 года, 1929 года, 1958 года, 1972 года и 1985 года. Интересно то, что именно кампания 1929 года сыграла злую шутку с пивным производством в России, так что немцы и чехи очень скоро оставили русских пивоваров в хвосте соревнования. В частности, резкое снижение потребления пива привело к сокращению его производства и закрытию в это время ряда крупных пивоваренных заводов в Москве, Ленинграде и других городах СССР.
Кроме того, в 1929 году в рамках борьбы с алкоголизмом массово закрывали пивные лавки, переоборудовали их в трезвеннические столовые и чайные. Тогда же было организовано издание журнала “Трезвость и культура”, который бичевал пьянство и пропагандировал здоровый образ жизни.
Но, пожалуй, самая трагическая и самая веселая борьба с алкоголизмом была проведена Михаилом Горбачевым, первым советским президентом, в период с 1985 по 1987 год. Собственно, и назвали ее по его имени - “Горбачевская”.
Лично мне до сих пор памятна шутка, бытовавшая в народе: Горбачева называли “Минеральный секретарь, сокин сын”, потому что он призывал пить вместо водки минеральную воду и соки.
Итак, 7 мая 1985 года были приняты Постановление ЦК КПСС (“О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма”) и Постановление Совмина СССР №410 (“О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения”), которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом. При этом предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи.
Вдобавок 16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения”, который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями.
|
Эстетика питья по-советски... |
В ту советскую кампанию магазины, торговавшие спиртным, работали с 2 часов дня до 7 часов вечера. На что неунывающий советский народ тут же придумал массу частушек: “В шесть утра поет петух, в восемь - Пугачева. Магазин закрыт до двух, ключ - у Горбачева”, “На недельку, до второго, закопаем Горбачева. Откопаем Брежнева - будем пить по-прежнему”.
Увы, кампания за трезвость ничем хорошим не закончилась, но при этом в Крыму, в Молдавии, Грузии, Казахстане были вырублены огромные плантации виноградников. Виноделы и виноградари не только лишились работы, но и восстановление виноградников оказалось непростой задачей. Так что перегибы антиалкогольной кампании Горбачева до сих пор дают о себе знать. Горбачевская кампания не спасла страну от пьянства, но точно отучила людей правильно и красиво потреблять качественную продукцию.
К чему может привести нынешний “сухой” закон?
Уже с 7 января 2013 года в России повысятся розничные цены на спиртную продукцию. Так, бутылка самой дешевой водки будет стоить 170 рублей (примерно 850 тенге), а коньяка - 280 рублей (1400 тенге). Рискну предположить, что это повлечет массовую контрабанду дешевой водки из Казахстана или Беларуси. Так что нашим пограничникам добавится забот.
Новый закон запрещает размещение рекламы алкогольной продукции в периодических печатных изданиях и даже в интернете.
Кроме того, с 1 января 2013 года пиво и другие алкогольные напитки будут сняты с продажи в ларьках и палатках. В ночное время суток приобрести алкоголь можно будет только в заведениях общественного питания. Индивидуальные предприниматели будут лишены прав на продажу алкоголя.
Интересно то, что алкогольные напитки, в том числе и пиво, нельзя продавать в местах массового скопления людей. В частности, в аэропортах, на вокзалах, на станциях метро, заправках и розничных рынках. Также запрещено употребление алкоголя в публичных местах, таких как дворы, лестничные площадки, подъезды, лифты жилых домов, парки, сады и прочее.
Лично мне импонирует тот момент в новом законе, который еще раз подчеркивает строгий запрет продажи алкогольных напитков несовершеннолетним.
“Сухой” закон в России только начал свое шествие по просторам страны. Так что все еще впереди - и логичный рост контрабанды, и рост самогоноварения, и прочие сопутствующие антимеры властей. Впрочем, время покажет. А вдруг снизится потребление алкоголя на душу российского населения, меньше будет криминальных разборок на почве распития спиртных напитков, более того, люди стройными рядами пойдут в банки копить свои деньги на будущее детей? Посмотрим. |