|
Ольга Шишанова
Народные избранники озаботились защитой подрастающего поколения от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию - в рамках Комитета по социально-культурному развитию презентовали соответствующий депутатский законопроект
Впервые проект этого закона внесли на рассмотрение депутатами мажилиса IV созыва еще 2 июля 2012 года. Месяцем раньше поправки в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” представили их российские коллеги в Госдуму России. Но если россияне шли к подписанию этого закона в течение двух лет - с 2010 года, то казахстанские мажилисмены обещают представить его окончательный вариант уже к лету будущего года.
Пока же, по словам председателя Комитета Дариги Назарбаевой, законопроект “еще очень в сыром виде, но мы открыты для обсуждения”. Причем депутатская группа в составе четырех мажилисменов соглашается с тем, что “будет очень все сложно контролировать и исполнять этот закон на практике”.
Тем не менее, в качестве положительного примера один из депутатов-инициаторов Алдан Смайыл ссылается на законодательства ведущих стран мира - США, Канады, Германии, Нидерландов, Швеции и других, где предусмотрены определенные коррективы в аналоге этого законопроекта.
Так, по его словам, “в законодательствах названных стран предусмотрено проведение соответствующей экспертизы информационной продукции, установлены временные рамки трансляции передач, предназначенных для детей, внедрены меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции среди несовершеннолетних”.
Однако непонятно, почему казахстанские мажилисмены должны опираться на законы других стран, особенно таких, в которых, согласно данным социологов, “бойня в школах, спровоцированная, как правило, компьютерными играми, уже не вызывает ни у кого удивления”. Причем чаще других в такие сводки попадают школы США и Скандинавских стран.
Очевидно, стремясь избежать подобных проявлений, в России, где законопроект приняли в предельно сжатые сроки, пошли еще дальше. Но быстро еще не значит хорошо, поэтому без перегибов не обошлось. Например, по сообщению российского портала “Утро”, известный советский мультфильм “Ну, погоди!”, на котором выросли миллионы, можно показывать теперь только после 23 часов, потому что “волк курит, ходит походкой криминального элемента и слишком плотно прижимает к себе зайца”.
Такие доводы вызвали неоднозначное мнение российской общественности, которое сводилось к тому, что “согласно новому закону, все милые, добрые персонажи мультфильмов вдруг оказываются антисоциальными элементами, поскольку под этот закон можно подогнать любой мультфильм, даже самый невинный”.
Казахстанские мажилисмены пока так не считают, отмечая, что “в тексте нашего законопроекта сказано, что могут быть показаны плохие действия, если они имеют воспитательное значение. И в конце ребенок должен понять, как это плохо. А так как волк - герой отрицательный и он курит, то это уже само по себе имеет воспитательный эффект”.
Кроме того, вопрос по уже готовой продукции можно будет решить путем информационной маркировки, которая, согласно законопроекту, должна осуществляться ее производителем или распространителем посредством нанесения соответствующего знака возрастной категории по пяти номинациям - от плюс шести до плюс восемнадцати и выше. В то же время непростые дебаты в новом казахстанском законопроекте может вызвать интернет-пространство. Точнее, вопрос: какие интернет-ресурсы можно, а какие нельзя блокировать в интернете, согласно новому законодательству.
В России, например, с этой целью ограничили реестры универсальных указателей страниц в сети интернет (URL), что позволило, пусть и не сразу, избежать встречных исков в связи с возможной блокировкой легальных платформ и ресурсов с пользовательским контентом, включая социальные сети, а также добросовестных ресурсов, размещенных на том же IP-адресе или доменном имени, что и недобросовестный ресурс.
Несомненно, казахстанским мажилисменам будет, что принять на вооружение. При этом депутат Светлана Бычкова отметила: “Мы понимаем, насколько сложно все это будет проконтролировать и реализовать, очень важно четко проработать все эти нормативно-правовые документы. Методика должна быть не плавающая, а очень четкая. Потому что свобода СМИ - это достижение, которое мы должны беречь”.
К сожалению, представленный законопроект с казахстанскими СМИ, которые непосредственно являются его участниками, по заявлению Гульмиры Исимбаевой, “только должен будет еще прорабатываться”.
Но парламентарии забыли не только “посоветоваться” со СМИ. В представленном законопроекте не было ни одного слова об ответственной роли родителей подрастающего поколения. Поэтому вопрос председателя Комитета Дариги Назарбаевой - а где же родители и какова их роль во всем этом - оказался вполне резонным.
На что Исимбаева заметила, что “пока не готова ответить на этот вопрос”. “Мы будем прорабатывать это”, - заключила она.
Вместе с тем, согласно данным неофициального соцопроса тех же родителей, в этом вопросе основой служит воспитание в семье. Если ребенка сызмальства учат “что такое хорошо, а что такое плохо”, то подростку, а потом и молодому человеку проще и “правильнее” воспринимать окружающую его действительность, делая выбор в пользу “правильных” интернет-ресурсов, компьютерных игр и т.п.
Эту же мысль поддерживает и Дарига Назарбаева, которая отметила, что в “законе четко должна быть прописана статья об ответственности родителей”, если родители не соблюдают законодательство и не устанавливают препятствия для того, чтобы ребенок не получал негативную информацию. “Я просто других механизмов не вижу, - говорит председатель комитета. - Самое главное воспитательное значение для ребенка имеет семья, но мы как-то об этом забываем”.
Астана |