|
Айгерим Бейсенбаева
Участницы американской группы Della Mae играют насыщенную народную музыку в жанре блюграсс. То, что мы обычно обобщенно и по незнанию называем кантри.
Это яркая смесь необычных и живых звуков банджо, мандолины, скрипки, идеальное соотношение традиционного и современного звучания. Каждый инструмент занимает в этом маленьком оркестре свое особое место. Девушки Della Mae на днях прибыли в Казахстан с серией концертов
Тур коллектива Della Mae в Казахстане открылся выступлением на сцене Казахской государственной филармонии имени Жамбыла в Алматы. Далее Астана и Костанай.
Местные музыканты нашли нечто общее между американскими и казахскими музыкальными традициями, во всяком случае, совместное звучание американских струнных и домбры на концерте в Алматы оказалось очень гармоничным. Музыканты сыграли вместе с фольклорно-этнографическим оркестром “Отырар сазы”.
О жанре блюграсс и о популярности кантри-музыки в США в эксклюзивном интервью для “НП” рассказывает солистка коллектива Della Mae
Сесилия Вудсмис:
- Стиль блюграсс основывается на старых традиционных мотивах иммигрантов, прибывших в Америку из Англии, Ирландии и Шотландии. Они проживали на территории Новой Англии. Основы звучания закладывала маленькая пятиструнная скрипка фидл. Кроме того, большое влияние оказала народная музыка африканских иммигрантов. Банджо - это африканский инструмент, и он широко используется в группах блюграсс.
Новая Англия - гористая территория, потому это направление называют “горной музыкой”, творчеством людей, которые формировали эту территорию США.
- Почему ваш коллектив остановил свой выбор на этом жанре? Молодые музыканты редко увлекаются народной музыкой.
- В Америке большой популярностью пользуются разные сообщества, так называемые “комьюнити”, в основном при церквях. В этих местных сообществах мы с детства играли народную музыку на разнообразных инструментах. У кого-то этим еще родители занимались.
К примеру, Кимберли играет на скрипке фидл с трех лет, и мы тоже познакомились со своими инструментами в раннем возрасте.
Это в общем-то и определило наши музыкальные пристрастия.
- Пик особой популярности кантри-музыки в США пришелся на 70-е годы. Тогда народная музыка не уступала поп-музыке и другим направлениям. Как с этим обстоит дело сейчас?
- Музыка кантри по-прежнему очень популярна в Америке. А блюграсс - это всего лишь маленькое ответвление от кантри.
Мы путешествуем по всей Америке и бывали во многих странах. Нас слушают как взрослые, так и молодежь, и даже сложно сказать, кто наша основная аудитория.
- Насколько сегодня популярна среди молодежи игра на таких традиционных инструментах, как мандолина и банджо?
- Инструменты, что мы используем, без сомнения, являются самыми популярными в направлении блюграсс. Среди молодежи, конечно, особой популярностью пользуется прежде всего гитара.
- Для кантри характерны повествовательные мотивы. Что можете сказать о содержании ваших песен? О чем вы поете?
- Я сама пишу тексты для наших песен, и в основном все они основываются на классических сюжетах направления блюграсс. Это любовная лирика, о встречах, путешествиях. Повествовательные мотивы в нашем творчестве встречаются редко.
- Расскажите о современных музыкальных трендах в кантри.
- Последние тенденции связаны с тем, что молодые музыканты стремятся вернуться к истокам кантри-музыки. Это музыка начала прошлого века, 20-е годы. Мы исследуем тексты, мелодику тех произведений. Для того, чтобы найти необходимое старое народное звучание, приходится выезжать в отдаленные районы, в деревни, которые сохранили память о тех оригинальных мотивах. Порой за вдохновением приходится ехать очень далеко.
- Современная кантри-музыка к тому же стала намного депрессивнее, несмотря на бодрое и звонкое звучание банджо.
- В нашем репертуаре в основном веселые песни. Есть и грустные, разумеется, но мы сознательно уходим от этого.
- Почему ваш коллектив чисто женский?
- У нас не было цели создать чисто женский коллектив. Это вышло естественным образом. Дело в том, что мы все подруги, и, как я уже говорила, мы с детства объединены любовью к этой музыке.
- Здесь, в Казахстане, звучание инструментов вашего коллектива сравнили со звучанием казахского народного инструмента домбры. Вы успели познакомиться с местными народными инструментами? Поделитесь впечатлениями.
- У нас сейчас большой тур по Центральной Азии. Мы прибыли в Казахстан, отыграв концерты в Пакистане, Узбекистане и Туркменистане. Мы ничего пока здесь не успели посмотреть, но надеемся, что возможность еще представится - мы пробудем здесь целую неделю. После наш путь лежит через Кыргызстан и Таджикистан.
Мы познакомились с домброй на первой репетиции. Мы репетировали совместное выступление с домбристом и музыкантом, игравшим на саз-сырнае. Что тут скажешь, что-то подобное мы уже встречали в Туркменистане, звучание очень похоже. Но что я заметила, многое зависит все-таки от исполнителя.
Выступления женской музыкальной группы из Бостона Della Mae в Казахстане проходят в рамках программы American Music Abroad. Она осуществляется при участии ассоциации American Voices в 40 странах мира. Концерты прошли при поддержке дипломатической миссии Соединенных Штатов Америки в Казахстане.
Блюграсс (англ. Bluegrass) - жанр музыки, происходящий из региона Аппалачей, в первую очередь штата Кентукки (“штат мятлика”). Этому штату жанр обязан названием (bluegrass - “мятлик”).
Блюграсс является причудливой смесью музыки иммигрантов с Британских островов, а также афро-американских джаза и блюза. В блюграссе, как и в некоторых формах джаза, каждый музыкальный инструмент по очереди является ведущим, в то время как остальные отходят на задний план. Это отличает блюграсс от другой американской кантри-музыки, где все инструменты играют вместе.
Блюграсс - это акустический стиль; электрические инструменты используются редко. |