|
Ольга Шишанова
Возрождение Ричи Блэкмора
Он основал группу Deep Purple, был соавтором многих песен, которые уже стали классикой, например Smoke on the water, и имеет звание легендарного гитариста.
Однако в самом начале нашей встречи Ричи Блэкмор, или, как его окрестили, Человек в черном, был явно в своем знаменитом “ненастроении”. В том самом, что побуждало его менять музыкантов как перчатки, бросать и основывать группы или просто обливать пивом слишком близко подобравшихся на концертах фотографов. Тем не менее, будучи джентльменом, пусть и на средневековый манер, как и его песни, к середине интервью он заметно оттаял
- Мистер Блэкмор, что изменилось с тех пор, как Вы впервые вышли на сцену?
- Изменилось многое, прежде всего я сам. Но музыка осталась моей, хотя сегодня я исполняю мелодии в стиле фолк-рок, а также средневековые мелодии и музыку эпохи Возрождения. Сегодня мне это ближе.
- Воспринимаете ли Вы Blackmore’s Night как романтический проект?
- Я согласен, что от музыки веет рыцарскими турнирами, а может, даже крестовыми походами, мы играем ее в декорациях средневековых замков и баварских домиков времен императора Максимилиана I. Но все же у нас вполне современное мировосприятие, несмотря на то, что герои песен часто обращаются к прошлому Англии и к символам европейского средневековья. А также не раз оглядываются на личные переживания, которые ну никак не связаны со средневековьем.
Я считаю, что время - это лишь способ познать лучше и себя, и друг друга, потому что каждый из нас и в те века, и сегодня соприкасается с тем, что находится вне всех времен. Поэтому точка времени в этом действе перестает быть статичной, какой мы привыкли ее представлять себе. Грань времени постоянно, подчеркнуто размывается, да ее просто не существует! Мир - это поток, и в нем каждая точка - “сейчас”.
- Какова идеальная форма данного исполнения Вашей нынешней музыки?
- Для синтеза литературного текста и музыки идеалом явилась баллада, излюбленный жанр английского фольклора и романтической поэзии. Баллада, где в центре всего личность героя, его переживания, где динамично развивается сюжет, захватывая вас на высоких эмоциональных точках. Это замечательно передает наша вокалистка Кэндис Найт, которая исполняет сольные партии от лица разных героинь. Их несколько. Одна - Девушка Ночи, отданная лунному свету, скорбная и мятущаяся душа. Другая - Девушка Дня, та, кто ясно видит свою дорогу, уверенно идет к одной цели рука об руку с Менестрелем. Есть еще третье лицо - это Королева. Ее речь полна печали и разочарования. Кстати, Менестрель в этом действе тоже меняет маски...
- Во времена Deep Purple Вы играли для очень большого количества народа. Теперь выступаете на значительно меньших площадках. Что Вы думаете о поменявшейся атмосфере на концертах?
- В замке просто помещается не так много людей, всего около 500 человек. Этого недостаточно для удовлетворения эгоизма, если вы хотите сказать об этом. Все же для нас очень важна атмосфера, но она не очень хорошо складывается на массовых мероприятиях, потому что там теряется контакт с людьми. Но знаете что действительно самое лучшее? Мы любим играть в маленьких пабах, по старой доброй ирландской традиции. Или на средневековых фестивалях как инкогнито, на маленьких и больших сценах. Таким образом мы становимся ближе к людям. И еще меня не покидает мысль, что нам удастся вылечить молодежь от вируса хип-хопа.
|
В своей первой группе 21’s Coffee Bar Junior Skiffle Group, состоявшей из его одноклассников, Ричи Блэкмор играл на стиральной доске, а потом - на ящике из-под чая с воткнутым в него шестом - традиционных для скифл-групп инструментах.
Затем он переключился на электрогитару, которую сделал сам на уроках труда из своей акустической гитары. Из старого приемника он сделал усилитель и колонку.
В 1968 году Ричи Блэкмор попал в группу Deep Purple. Именно Ричи придумал название группы по названию песни, которую любила его бабушка. В Deep Purple он зарекомендовал себя как виртуозный гитарист и один из основателей хард-рока. |
- Как проходит Ваш творческий процесс создания средневековой мелодии? Вы обращаетесь в архивы? Даете запросы? Кажется, у Вас также более двух тысяч дисков с музыкой Ренессанса...
- Если хотите знать, то я заинтересован в том, чтобы пополнять список вышеупомянутых стилей, добавляя элементы русских и шведских мотивов, церковных гимнов и балканской музыки. Меня интересует “сырое звучание”, и особенно исторические инструменты, я имею в виду инструменты вроде органа, волынки, херди-герди и мандолины. Игра на таких инструментах очень стимулирует, она приносит особый звук и новые идеи.
Кроме того, я много читаю о старинных инструментах, о том, как их использовать, а также о том, как они делаются. У музыканта и музыкального историка Дэвида Мунро есть очень достойные работы на эту тему. А когда мы находимся на гастролях, поклонники со всего мира дарят нам диски с народной музыкой. Таким образом мы расширяем наши музыкальные горизонты, получая гораздо больше, чем есть у нас дома или в некоторых архивах.
- Другими словами, Вы любите работать с традиционной музыкой. А исторические рамки не связывают Вашу работу?
- На мой взгляд, это глупый снобизм: всякий раз, когда речь идет о классической или старинной музыке, возникает эта дискуссия по поводу “правильного” или “серьезного” исполнения. Поверьте мне, я играю на гитаре на протяжении 50 лет и очень хорошо знаю, что значит серьезно играть музыку. Наша музыка сегодня - это микс народных, средневековых и ренессансных мелодий. Кроме того, конечно, немного старого доброго рока.
- Сорок лет назад Deep Purple была признана самой громкой группой в мире. Сейчас, по Вашим собственным словам, Вы играете в самой тихой в мире группе. Что стало окончательной причиной для такой перемены?
- Однажды я путешествовал по Германии и услышал группу Geyers. Они на акустических инструментах исполняли музыку эпохи Возрождения. А я всегда завидовал людям, которые могут просто взять пару акустических гитар в руки и вместе исполнять музыку - без роуди, без шоу со спецэффектами, без кучи усилителей в огромном зале.
- Кстати, в Германии есть много мест, связанных со средневековьем. Например, Город фей, рыцарские турниры или музыка групп In Extremo или Corvus Corax. А что заинтересовало Вас, ведь в Англии подобных чудес не меньше?
- Когда мне было девять лет, я услышал известную всем песню Greensleeves. C тех пор я постоянно мечтал пережить то чувство грусти, которое вызвала у меня эта песня, написанная то ли королем Генрихом VIII, то ли кем-то из его придворных музыкантов.
- А кем бы Вы были в том времени? Королем? Шутом? Рыцарем?
- Менестрелем, который ездил бы на лошадиной упряжке по лесам.
- Вас много раз именовали лучшим гитаристом эпохи. Вы до сих пор много играете на гитаре? Если да, то как часто?
- Я играю всегда, когда это возможно. В основном часа три в день.
За помощь в создании материала автор выражает благодарность переводчику Марджери Принс, а также руководителю российского фан-клуба Юлии Келтик.
Астана - Лондон - Астана
Блэкмор известен своим пристрастием к злым шуткам. Во время его работы в группе The Outlaws в начале 60-х Ричи любил подшучивать над оркестрантами, с которыми выступал в то время коллектив. Он закрывал их в раздевалке, а сам менял все ноты на пюпитрах. Все эти шалости не прошли бесследно, их обвиняли в хулиганстве, и во многих городах им было запрещено выступать.
В своей группе Rainbow Блэкмор установил неформальные отношения между участниками. Член группы мог вернуться в отель и обнаружить, что из комнаты все “ушло”. В номере не было ничего, кроме лампочки, потому что все это было заперто в ванной. Участники могли часами выманивать “жертву” из комнаты, чтобы потом устроить ему сюрприз. |