|
Алла Иванилова
Казахстан занимает пятое место в мире по площади пастбищ, однако это богатство сегодня используется неэффективно. Чтобы восстановить некогда утраченный потенциал, чиновники призывают крестьян возродить кочевой образ хозяйства
Пастбищные земли занимают 188 миллионов гектаров, или 70 процентов территории республики. По данным Института “Казгипрозем”, общая питательность ежегодно возобновляемых пастбищ составляет 25-28 миллионов тонн кормовых, стоимость которых оценивается Всемирным банком в 1,2 миллиарда долларов. В среднем на одну условную голову приходится чуть больше 20 гектаров луга. Это отличный показатель в мировом масштабе. Однако на деле скот голодает, недополучая 30 процентов пастбищного корма от минимальной физиологической потребности. А все потому, что 48 миллионов гектаров, или 26 процентов от всех пастбищ, деградированы. Если ничего не предпринимать, то в скором времени оставшиеся зеленые луга превратятся в пустыни и не суждено будет сбыться дальновидным планам чиновников завоевать мировой мясной рынок, поскольку выполнение этой задачи напрямую зависит от наличия кормовой базы.
Одной из главных проблем является обводнение пастбищ. Естественными водными источниками - реками, ручьями, озерами и родниками - может быть обеспечено не более 40 процентов всех пастбищных земель. Остальная территория требует создания инженерных сооружений для подъема грунтовых вод и их использования. Сегодня на степных просторах Казахстана есть много колодцев и водопойных сооружений, но они разрушены. И на их восстановление нужны немалые средства. При этом экономические потери, которые несет Казахстан в результате опустынивания и нерационального ведения сельского хозяйства, оценивают ежегодно в 700 миллионов долларов. Поэтому, чтобы не оказаться “скупым, который платит дважды”, необходимо заняться восстановлением колодцев.
Из-за перевыпаса скота пастбищные угодья вокруг сел сбиты, при этом отдаленные зеленые луга используют недостаточно. Хотя доказано, что скот, который пасется на отгонных жайляу набирает в весе на 10 килограмм больше, чем тот, который кушает травку около дома. Однако основная причина, по которой в стране не развивают отгонное животноводство - отсутствие необходимых условий для этого. В первую очередь, на отдаленных пастбищах нет питьевой воды. Отсутствуют элементарные условия для работы и отдыха чабанов, также нет дорог и связи. Все это в совокупности отпугивает сельчан.
Чтобы окончательно не потерять пастбища, чиновники решили действовать и для начала разработали соответствующий законопроект, который вчера был обсужден в мажилисе парламента. Его авторы, депутаты, отмечают, что главной целью документа является “урегулирование вопроса управления пастбищами, предоставление, использование и определение правового статуса пастбищ”.
Прежде чем принимать какие-то решения, парламентарии изучили мировой опыт. Так, в конце XIX - начале XX века в США был скотоводческий бум - повышенный спрос на говядину и говяжью кожу. Потребительское использование пастбищ сухих западных штатов привело в 30-е годы к катастрофической эрозии на площади 32 миллиона гектаров. Процесс принял такие размахи, что конгресс Соединенных Штатов издал специальный закон, вошедший в историю как Закон Тэйлора - о регулировании выпаса сельскохозяйственных животных. В 40-е годы распоряжение этими землями передали управлению землепользования Министерства внутренних дел, и только спустя 40 лет эти пастбища начали использовать под жестким надзором властей.
Вот и наши законодатели, а также научные деятели говорят, что без госрегулирования не обойтись. То, что сейчас пастбища находятся в частной собственности, приводит к их нерациональному использованию. Законопроектом “О пастбищах” предусматривают компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления по их улучшению и использованию, определяют меры господдержки пастбищ. Теперь чиновники будут строго регулировать, на какое количество скота рассчитаны те или иные угодья, и контролировать “лимит”. Также создадут дополнительную кормовую базу за счет расширения посевов многолетних трав, а также условия для выпаса на отдаленных участках за счет развития альтернативных источников энергии. Об этом неоднократно говорил глава государства. На открытии парламентской сессии он также поднял этот вопрос. “Развитие ветровой и солнечной электроэнергии для нашего традиционного отгонного животноводства дает огромное преимущество. Представьте себе любой аул, чабан который имеет такую станцию, через нее выкачивает воду, обеспечивает электроэнергию”, - заметил тогда Нурсултан Назарбаев.
Однако государственные мужи не намерены взваливать на себя решение всех проблем и хотят разделить ответственность с крестьянами. Так, по опыту Кыргызстана сельчан будут вовлекать в деятельность по рациональному использованию пастбищ. В сельских округах создадут жайылым комитеты в состав которых будут входить как местная исполнительная власть, так и владельцы скота. Данные комитеты будут решать организационные вопросы: устанавливать размер оплаты за выпас животных, создавать и восстанавливать инфраструктуру, составлять планы по развитию. В дальнейшем на их основе создадут пастбищно-сельские кооперативы, которые будут получать гранты и развивать отгонное животноводство.
Специалисты уверены, что принятие законопроекта “О пастбищах” решит существующие проблемы и приведет к производству экологически чистой конкурентоспособной животноводческой продукции.
Астана |