|
Жанар Секербаева
Московский международный кинофестиваль (ММКФ) в этом году удивил документальной картиной о легенде перфоманса Марине Абрамович, премьерой картины Ренаты Литвиновой и ретроспективой Юнфаня, посвящающего свои работы любви. И это не единственный представленный на фестивале режиссер из Азии. Участие в нем приняли кинематографисты Казахстана и Кыргызстана Дарежан Омирбаев и Нурбек Эген с фильмами “Студент” и “Сундук предков”
Рената Литвинова -
о смерти
Ежегодно ММКФ пытается удивить зрителей выбором программ и ретроспектив. В прошлом году все помнят яркую премьеру картины Сергея Лобана “Шапито-шоу” и российскую премьеру фильма Вима Вендерса о немецком хореографе Пине Бауш.
В основной конкурсной программе в 2012 году было представлено 17 фильмов. Среди них три российских - “Последняя сказка Риты” Ренаты Литвиновой, киноальманах Евгения Пашкевича “Гольфстрим под айсбергом” и “Орда” Андрея Прошкина, из которых наиболее ожидаемой публикой было творение Литвиновой.
Остановимся на “Последней сказке Риты” - это продолжение исследования смерти человека. Фильм снят за наличные сбережения продюсеров Ренаты Литвиновой и Земфиры Рамазановой. “На последней стадии озвучания нам помогли спонсоры. Все сделано без большого штата съемочной группы. Моими самыми главными соратниками стали артисты и художники. Был долгий период монтажа, работы со звуком, от меня остались шматки здоровья. Что касается темы, то я не заигрываю с ней, я и есть сама эта тема! Ни в коей мере не фамильярничаю, не пытаюсь перейти на ты. Люди боятся смерти, я же говорю, что мы все - будущие мертвые, я не различаю всех этих переходов, все мои мертвые для меня живые - я верю в бессмертность.
Мы всего-навсего оболочки в той или иной степени уродливости, красоты или поврежденности. В нас есть вечный свет”, - делилась Рената Литвинова.
Картина стала первой полнометражной художественной работой Литвиновой.
Фильм рассказывает о трех подругах (первоначальное название картины - “Их было три подруги”). Таня Неубивко (Рената Литвинова) никогда не была влюблена, но не теряет надежды найти любовь. Перед нами не просто работница клиники, это чувственный и романтический ангел смерти, воскрешающий своего ручного хорька. Рита Готье (Ольга Кузина) удачно помолвлена и готовится к свадьбе после планового медицинского осмотра. Врач Надя (Татьяна Друбич) несчастлива в браке и ненавидит своего мужа. Действие фильма разворачивается в клинике, где каждый день происходят нелепые собрания и вслух читают отчет о мертвых, много курят, находят утешение в алкоголе и немного жалеют друг друга. По словам режиссера, зрителю показана не реальность, а причудливый сон, в котором возможно все.
|
Режиссер фильма "Последняя сказка Риты" Рената Литвинова и актриса Ольга Кузина |
Возвращение
к Достоевскому
Одним из примеров, когда фильм становится лучше литературной основы - одноименной книги Сергей Минаева - стала премьера “Духless” Романа Прыгунова, автора видеоклипов Земфиры и фильма “Индиго”, а сценарист - Денис Родимин, работавший над первым и вторым “Бумером”, сериалом “Большая прогулка”, фильмом Игоря Волошина “Олимпус Инферно”.
Картина открыла Московский Международный кинофестиваль. Этот выбор организаторов вызвал язвительные комментарии у многих критиков. И если картина Романа Прыгунова сделана, скажем так, на вкус и цвет, то абсолютные симпатии зрителей завоевал фильм “Все ушли” режиссера Георгия Параджанова, снятый в жанре мистического реализма.
Фильм-воспоминание о Тбилиси времен детства режиссера не только погружает зрителя в атмосферу грузинской столицы, но и заставляет поверить в мистику города и его жителей. Параджанов признался, что главный герой, маленький мальчик, - это он сам в детстве. Картина для него очень личная, все герои, по большей части, существовали, он их помнит по своему тбилисскому детству, как помнит каждый уголок, дворик и магазинчик.
“Когда тебе столько дано с детства, я удивляюсь, как я не сошел с ума, у меня не было друзей, я не ходил в школу. Я был влюблен в свой город и в свой дом, и людей вокруг. Когда ты впитываешь всю культуру и этих людей - это огромный груз, и у меня сильнейшая ностальгия. Фильм - это своего рода мой личный “Амаркорд”, хорошо, что я не снял его 30 лет назад, надо прожить большую часть жизни, чтобы прийти к этому”, - признался автор картины.
|
Исполнитель главной роли "Духless" Данила Козловский |
Преступление
и наказание
Казахстанский режиссер Дарежан Омирбаев представил в программе “Перспективы” картину “Студент”, снятую по мотивам “Преступления и наказания” Ф. Достоевского. Действие происходит в настоящее время, где главный герой убивает не старуху, а продавца в продуктовом магазинчике. Первоначально режиссер хотел снять сцену убийства в ломбарде, но поскольку в реальности они очень хорошо охраняются и, по словам Омирбаева, все похожи друг на друга, выбор пал на небольшой магазинчик. Как и в великом романе, преступление совершается и неизбежно раскаяние, которое очищает заблудшего студента. Молодого человека полюбит девушка, что будет с ним до конца, несмотря ни на что. Сила любви спасает не мир, а человека.
“Роман “Преступление и наказание”, как никогда, актуален в нашем казахстанском обществе, в котором культ денег зачастую оказывается превыше всего. Это наша реальность, отвернуться от которой невозможно. И нам неизбежно придется решать непростые вопросы, задаваемые этим временем”, - рассказывал режиссер.
Премьера картины “Студент” прошла в Алматы в декабре прошлого года. В картине сыграли Асель Сагатова, Едиге Болысбаев, Мая Серикбаева, Бакытжан Турдалиева и Аружан Саин.
Посмотреть в глаза
художнику
Под таким названием этим летом вышло интервью в рижском журнале Rigas Laiks легенды перфоманса Марины Абрамович. На ММКФ был показан замечательный полудокументальный и полуигровой фильм о Марине Абрамович “В присутствии художника”. Перед нами удивительный человек с невероятной силой воли и глубиной характера, который экспериментирует с собственным телом и психикой зрителей. Фильм показал зрителю один из перфомансов, идея которого заключалась в том, что Марина может обменяться взглядом с любым желающим посетителем выставки (она сидела в музее с утра до вечера почти неподвижно и так три месяца!). Этот момент фиксировался фотографом. Вот такой акт искусства длился 736 часов и 30 минут, художница посмотрела в глаза 1500 зрителям.
Фото с сайта ММКФ и Татьяны Флегонтовой
Итоги фестиваля
Лучшим фильмом XXXIV Московского международного кинофестиваля были признаны «Отбросы» (Junkhearts) британского режиссера Тиндж Кришнан. Лучшим режиссером признали Андрея Прошкина (российский фильм «Орда»). Почетную премию «Верю» - за актерское мастерство и верность школе Станиславского получила Катрин Денев.
Премию за лучшую женскую роль получила Роза Хайруллина («Орда»), мужскую - Эдди Марсан («Отбросы»). В конкурсе «Перспективы» победил фильм «Разрушители» (Великобритания). В короткометражной номинации победила лента «Проект «Мозговая центрифуга» (Германия), в документальной – «В поисках шугармена» (Швеция). Спецприз жюри достался мексиканской картине «Срок годности». |