ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



И ВХОДИТ, И ВЫХОДИТ... Горячие новости / Мир

Ботагоз Сейдахметова
Блудный сын ОДКБ
На днях Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа после встречи с белорусским президентом Александром Лукашенко сказал журналистам, что приостановка членства Узбекистана в ОДКБ в конце июня 2012 года негативно повлияет на Центральную Азию.
Но ведь чем-то неожиданным это решение узбекских властей не стало. Ташкент уже покидал ОДКБ в 1999 году, но в августе 2006 года возвращался. Почему на этот раз власти страны приняли такое решение?

Напомню, что Организацию Договора о коллективной безопасности создали в 2002 году. В нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и приостановивший в настоящее время свое членство в организации Узбекистан.
Метания узбеков в этой организации так или иначе были завязаны на отношениях с США и военной операцией коалиции в Афганистане. Ведь Ташкент вернулся в ОДКБ в 2006 году, когда американские военные покинули базу Карши-Ханабад. Однако в последние годы Узбекистан все чаще отказывался от участия в мероприятиях, проводимых ОДКБ, причем не только военных.
Между тем информация о том, что Узбекистан может покинуть ОДКБ, появилась еще в октябре 2011 года после того, как Президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил главам государств ОДКБ определиться по вопросу о дальнейшем участии этой страны в организации. Лукашенко напомнил, что Ташкент не ратифицировал ни одного существенного документа в рамках этого военно-политического союза.
alt
Недовольство в адрес позиции Узбекистана в разное время выражали многие эксперты из стран-членов ОДКБ.
Так, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко говорил, что “Узбекистан достаточно давно стоял особняком в этой организации”. Мол, “Каримов (Президент Узбекистана Ислам Каримов) постоянно мечется между Россией и США. Общеизвестны напряженные отношения Узбекистана с его соседями, в первую очередь с Казахстаном”, - подчеркивал российский политолог.
“Проблема Узбекистана в том, что непонятно, в пользу кого они будут делать выбор. Что, США дадут им гарантии безопасности? В НАТО их, что ли, примут? То есть, я думаю, для Каримова такая линия поведения рискованна”, - считает эксперт.
Во время нынешней встречи с белорусским президентом Николай Бордюжа, в частности, сказал: “Конечно, это будет иметь негативный характер, так как Узбекистан не будет участвовать в коллективных усилиях, направленных на стабилизацию обстановки в Центральной Азии. А она очень непростая, она связана с тем, что сегодня происходит в Афганистане”.
Кроме того, по мнению Генерального секретаря ОДКБ, будут и негативные последствия для самого Узбекистана, так как решать проблемы безопасности в одиночку будет сложно. “Мы должны будем уже шестью государствами принимать необходимые меры, которые бы нивелировали негативные последствия”, - говорит Николай Бордюжа. При этом он уверен, что выход Узбекистана из организации негативно сказался на ее имидже, потому что “появилось много публикаций негативного плана, связанных с дееспособностью ОДКБ”.
Самое главное, по его словам, что “ОДКБ имеет необходимый силовой потенциал, который позволит реагировать на любые вызовы и угрозы, которые возникают перед государствами”. “ОДКБ может коллективными усилиями реагировать практически на любые ситуации в сфере безопасности”, - сказал он. Николай Бордюжа подчеркнул, что “как бы некоторые так называемые эксперты не пытались радостно хлопать в ладоши и говорить о том, что наконец-то ОДКБ “сдулась”, это не так”.
Тем временем источник из МИДа Узбекистана так объясняет выход страны из ОДКБ: “Нас не устраивают стратегические планы ОДКБ на афганском направлении: в Узбекистане отдают приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной. Кроме того, Ташкент не устраивают планы в отношении усиления военного сотрудничества стран ОДКБ. Есть еще ряд причин. Все они приведены в ноте”.
Известный узбекский политолог Бахтиер Эргашев на мой вопрос, почему Узбекистан, словно блудный сын, мечется между “быть” или “не быть” в ОДКБ, отвечает, что важно проанализировать, как Узбекистан шел к этому решению. “На самом деле почти сразу после принятия в июне 2009-го решения о создании Коллективных сил быстрого развертывания (КСОР) у Узбекистана возникли принципиальные разногласия по механизму голосования при принятии решений об использовании КСОР. Узбекистан настаивал на необходимости соблюдения принципа консенсуса при принятии решения на развертывание и применение контингентов КСОР”, - говорит политолог.
Между тем узбекские журналисты буквально “достали” политолога вопросом: будут американские базы в стране теперь, после приостановления Узбекистаном членства в ОДКБ?
По его мнению, это не связанные между собой вещи. Одно не вытекает из другого. Он приводит цитату из Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, которую приняла нижняя палата парламента. Там сказано: “Узбекистан... не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов”.
Что касается гипотезы о том, что Узбекистан вышел из ОДКБ в обмен на какие-то гарантии безопасности со стороны США, то Эргашев уверен, что это всего лишь гипотеза, которая еще не получила своего подтверждения.
“Особую актуальность нынешнее решение Ташкента приобретает во взаимоувязке с вопросами урегулирования в Афганистане. Учитывая то, что принципиальное решение о выводе войск западной коалиции из Афганистана приняли, и с каждым днем приближается 2014 год, когда их выведут, воздействие афганского фактора на безопасность в регионе только будет усиливаться, - говорит узбекский политолог. - И здесь выходит второй аспект - это неэффективность ОДКБ в решении вопросов афганского урегулирования. ОДКБ в нынешнем виде так и не стал тем надежным механизмом, который был способен эффективно решать вопросы обеспечения безопасности центральноазиатских стран-членов ОДКБ, и в частности Узбекистана. Начиная от проникновения экстремистов и заканчивая вопросами наркотрафика”.
Между тем, по словам Генсека ОДКБ Николая Бордюжи, на осенней сессии Совета коллективной безопасности необходимо будет принять соответствующее решение по ноте Узбекистана о приостановлении членства этой страны в ОДКБ. “Решение будут принимать президенты, соответствующие предложения есть, так же, как и есть анализ всей ситуации в связи с приостановлением деятельности Узбекистана в организации”, - отметил он.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение