|
Ботагоз Сейдахметова
Блудный сын ОДКБ
На днях Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа после встречи с белорусским президентом Александром Лукашенко сказал журналистам, что приостановка членства Узбекистана в ОДКБ в конце июня 2012 года негативно повлияет на Центральную Азию.
Но ведь чем-то неожиданным это решение узбекских властей не стало. Ташкент уже покидал ОДКБ в 1999 году, но в августе 2006 года возвращался. Почему на этот раз власти страны приняли такое решение?
Напомню, что Организацию Договора о коллективной безопасности создали в 2002 году. В нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и приостановивший в настоящее время свое членство в организации Узбекистан.
Метания узбеков в этой организации так или иначе были завязаны на отношениях с США и военной операцией коалиции в Афганистане. Ведь Ташкент вернулся в ОДКБ в 2006 году, когда американские военные покинули базу Карши-Ханабад. Однако в последние годы Узбекистан все чаще отказывался от участия в мероприятиях, проводимых ОДКБ, причем не только военных.
Между тем информация о том, что Узбекистан может покинуть ОДКБ, появилась еще в октябре 2011 года после того, как Президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил главам государств ОДКБ определиться по вопросу о дальнейшем участии этой страны в организации. Лукашенко напомнил, что Ташкент не ратифицировал ни одного существенного документа в рамках этого военно-политического союза.
Недовольство в адрес позиции Узбекистана в разное время выражали многие эксперты из стран-членов ОДКБ.
Так, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко говорил, что “Узбекистан достаточно давно стоял особняком в этой организации”. Мол, “Каримов (Президент Узбекистана Ислам Каримов) постоянно мечется между Россией и США. Общеизвестны напряженные отношения Узбекистана с его соседями, в первую очередь с Казахстаном”, - подчеркивал российский политолог.
“Проблема Узбекистана в том, что непонятно, в пользу кого они будут делать выбор. Что, США дадут им гарантии безопасности? В НАТО их, что ли, примут? То есть, я думаю, для Каримова такая линия поведения рискованна”, - считает эксперт.
Во время нынешней встречи с белорусским президентом Николай Бордюжа, в частности, сказал: “Конечно, это будет иметь негативный характер, так как Узбекистан не будет участвовать в коллективных усилиях, направленных на стабилизацию обстановки в Центральной Азии. А она очень непростая, она связана с тем, что сегодня происходит в Афганистане”.
Кроме того, по мнению Генерального секретаря ОДКБ, будут и негативные последствия для самого Узбекистана, так как решать проблемы безопасности в одиночку будет сложно. “Мы должны будем уже шестью государствами принимать необходимые меры, которые бы нивелировали негативные последствия”, - говорит Николай Бордюжа. При этом он уверен, что выход Узбекистана из организации негативно сказался на ее имидже, потому что “появилось много публикаций негативного плана, связанных с дееспособностью ОДКБ”.
Самое главное, по его словам, что “ОДКБ имеет необходимый силовой потенциал, который позволит реагировать на любые вызовы и угрозы, которые возникают перед государствами”. “ОДКБ может коллективными усилиями реагировать практически на любые ситуации в сфере безопасности”, - сказал он. Николай Бордюжа подчеркнул, что “как бы некоторые так называемые эксперты не пытались радостно хлопать в ладоши и говорить о том, что наконец-то ОДКБ “сдулась”, это не так”.
Тем временем источник из МИДа Узбекистана так объясняет выход страны из ОДКБ: “Нас не устраивают стратегические планы ОДКБ на афганском направлении: в Узбекистане отдают приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной. Кроме того, Ташкент не устраивают планы в отношении усиления военного сотрудничества стран ОДКБ. Есть еще ряд причин. Все они приведены в ноте”.
Известный узбекский политолог Бахтиер Эргашев на мой вопрос, почему Узбекистан, словно блудный сын, мечется между “быть” или “не быть” в ОДКБ, отвечает, что важно проанализировать, как Узбекистан шел к этому решению. “На самом деле почти сразу после принятия в июне 2009-го решения о создании Коллективных сил быстрого развертывания (КСОР) у Узбекистана возникли принципиальные разногласия по механизму голосования при принятии решений об использовании КСОР. Узбекистан настаивал на необходимости соблюдения принципа консенсуса при принятии решения на развертывание и применение контингентов КСОР”, - говорит политолог.
Между тем узбекские журналисты буквально “достали” политолога вопросом: будут американские базы в стране теперь, после приостановления Узбекистаном членства в ОДКБ?
По его мнению, это не связанные между собой вещи. Одно не вытекает из другого. Он приводит цитату из Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, которую приняла нижняя палата парламента. Там сказано: “Узбекистан... не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов”.
Что касается гипотезы о том, что Узбекистан вышел из ОДКБ в обмен на какие-то гарантии безопасности со стороны США, то Эргашев уверен, что это всего лишь гипотеза, которая еще не получила своего подтверждения.
“Особую актуальность нынешнее решение Ташкента приобретает во взаимоувязке с вопросами урегулирования в Афганистане. Учитывая то, что принципиальное решение о выводе войск западной коалиции из Афганистана приняли, и с каждым днем приближается 2014 год, когда их выведут, воздействие афганского фактора на безопасность в регионе только будет усиливаться, - говорит узбекский политолог. - И здесь выходит второй аспект - это неэффективность ОДКБ в решении вопросов афганского урегулирования. ОДКБ в нынешнем виде так и не стал тем надежным механизмом, который был способен эффективно решать вопросы обеспечения безопасности центральноазиатских стран-членов ОДКБ, и в частности Узбекистана. Начиная от проникновения экстремистов и заканчивая вопросами наркотрафика”.
Между тем, по словам Генсека ОДКБ Николая Бордюжи, на осенней сессии Совета коллективной безопасности необходимо будет принять соответствующее решение по ноте Узбекистана о приостановлении членства этой страны в ОДКБ. “Решение будут принимать президенты, соответствующие предложения есть, так же, как и есть анализ всей ситуации в связи с приостановлением деятельности Узбекистана в организации”, - отметил он. |