Ботагоз Омар
Впервые за 14 последних лет с июля этого года для авиакомпаний отменили 50-процентную скидку на услуги аэронавигации. По словам отечественных авиаперевозчиков, их убытки в этом году могут исчисляться миллионами. И если с начала этого года авиаперевозчики говорили о повышении стоимости билетов в связи с высокими ценами на авиакеросин (они выросли до 60 процентов), то теперь у них появился новый повод для роста цен
На протяжении 14 лет для развития отечественной системы авиаперевозок казахстанские авиакомпании имели льготную ставку сборов за аэронавигационное обслуживание на воздушных линиях, для них применяли коэффициент 0,5 процента. Однако в то время, как перевозчики успешно развивали свою деятельность, расходы компании “Казаэронавигация” на покупку оборудования для радионавигации, радиолокации и внедрения новых технологий постоянно увеличивались.
Соответствующую просьбу монополиста Агентство РК по регулированию естественных монополий одобрило, поэтому с 1 июля этого года перестала действовать скидка за услуги аэронавигации.
По словам представителей компании “Эйр Астана”, теперь в этом году по внутренним рейсам расходы авиаперевозчика возрастут до 311 миллионов тенге, а в 2013-м - до 550 миллионов. В предыдущие годы их было вдвое меньше. Специалисты национальной компании добавили, что стоимость услуг аэронавигации зависит от максимальной взлетной массы самолета. Например, за пролет по маршруту Астана - Алматы навигационное обслуживание “Боинга-757” обходилось в 60 тысяч тенге.
20 июня группа депутатов уже обращалась по этому поводу к премьер-министру страны с соответствующим запросом. “Резкое повышение ставок РГП “Казаэронавигация” в текущих условиях вызывает озабоченность в создании предпосылок к дальнейшему росту цен на авиабилеты, в связи с чем в целях сохранения стабильности финансовых и производственных показателей отечественных авиакомпаний сегодня необходимо рассмотреть вопрос целесообразности повышения ставок за аэронавигационное обслуживание”, - отметил мажилисмен Николай Логутов.
Однако, по мнению главы управления РГП “Казаэронавигация” Нуржана Ахметова, все не так уж и плохо. По его подсчетам, при средней загруженности самолета доля аэронавигационного обслуживания в билете с применением скидки составляла 180 тенге. Теперь же она возрастет до 360 тенге. “То есть при цене 28 тысяч тенге за эконом-класс данное повышение составляет чуть более 0,6 процента. Для бизнес-класса это еще меньше. Очевидно, что оснований для беспокойства в повышении тарифов нет”, - добавил представитель компании.
P.S. Учитывая, что казахстанские компании на протяжении последних нескольких лет находятся в черном списке перевозчиков, которым Евросоюз запретил бороздить европейское пространство, действовавшие до сегодняшнего дня скидки не очень хорошо отражались на их деятельности: отечественные авиакомпании не могут в достаточной мере обновлять свой технический парк, что может отразиться на безопасности перелетов.
Ситуация может кардинально измениться с появлением воздушных судов казахстанской сборки. Как сообщил 29 июня Президент страны Нурсултан Назарбаев, в Казахстане планируют построить отдельный завод по созданию крупных пассажирских самолетов. “Впервые Казахстан войдет в число стран, создающих на своей территории крупные, высшего класса самолеты”, - отметил глава государства. Соответственно, и стоимость этой продукции (учитывая отсутствие растаможки и дорогостоящей транспортной логистики) будет на порядок дешевле зарубежных аналогов. Поэтому тучи над отечественными авиаперевозчиками в ближайшие годы могут развеяться.
Астана
Справка “НП”
Цена билета авиаперевозки складывается: 30 процентов - керосин и ГСМ, 16 процентов - персонал. 5 процентов - расходы на пассажиров, 11 процентов - лизинг воздушных судов и запчастей, 14 процентов - техобслуживание судов, 1 процент - налоги и таможенные платежи, 4 процента - навигация и метеообслуживание, 12 процентов - аэропортовое и наземное обслуживание, 6 процентов - продажи, 1 процент - прочие расходы. |