|
Ботагоз Сейдахметова
Отечественные дипломаты 2 июля будут отмечать 20-летний юбилей внешнеполитического ведомства страны. За эти годы у нас сменилось несколько министров, каждый из которых внес свой вклад в имидж Казахстана на международной арене.
Общаясь на протяжении многих лет с нашими дипломатами, работающими в разных странах Европы и Азии, ко многим из них я прониклась огромным уважением, потому что это истинные патриоты страны. Особые теплые чувства до сих пор питаю к Касым-Жомарту Токаеву, дипломату и человеку с большой буквы
Мне, как журналисту, довелось посетить разные страны в составе делегаций с министрами иностранных дел разных лет. Эта были практически все страны Западной Европы, Иран и даже самая закрытая страна нашего региона - Туркменистан.
В Туркменистане еще правил Туркменбаши, так что нам, казахстанским журналистам, удалось лично увидеть первого туркменского президента незадолго до его неожиданной кончины. Эта встреча подробно описана не только в моем журналистском репортаже, но и в книге “Свет и тень” Касым-Жомарта Токаева. Позже мне было интересно сравнивать наши ощущения и впечатления от туркменского лидера, и я в очередной раз оценила колоссальную интеллигентность автора. Собственно, книга-воспоминание “Свет и тень” - и есть история казахстанской дипломатии. Эдакий экскурс в недавнее прошлое молодого государства глазами одного из первых министров иностранных дел страны. Это личные наблюдения Токаева-дипломата, выпускника МГИМО - самого престижного в СССР вуза. После МГИМО он уехал в Сингапур и Китай, где работал простым дипломатом еще в начале своей советской карьеры, лично общался со многими видными мировыми политиками и мог наблюдать картинки, которых не видит простой человек. Так, в книге он пишет, что американский президент Джордж Буш-старший раскатывал по Пекину на любимом транспорте всех китайцев - велосипеде, что президент любил играть в теннис в паре с высокопоставленным офицером КГБ. Из воспоминаний Токаева выходит, что британский премьер-министр Тони Блэр был хулиганом в молодости, а Джорж Буш-младший не был силен в географии, зато был большим поклонником виски. О том, что первый российский президент Борис Ельцин либерально относился к СМИ, поскольку попросту не читал газет, а российский политик Михаил Касьянов обладает завидным аппетитом.
|
В книге Касым-Жомарта Токаева “Свет и тень” подробно описаны встреча и разговор с Туркменбаши.
Ашхабад, август, 2006 год |
Впрочем, в книге уделено внимание и известным трагическим событиям на пекинской площади Тяньаньмэнь, и мне было интересно и важно узнать мнение Токаева-китаиста.
К слову, как истинный дипломат, Токаев умеет молчать сразу на нескольких языках - русском, казахском, английском, французском и китайском. Его глобальный дипломатический опыт, прекрасный характер, высокий интеллект, знание главных языков ООН в свое время давали шанс занять должность следующего после Кофи Аннана Генерального секретаря ООН.
В марте прошлого года нынешний Генсек ООН Пан Ги Мун назначил Касым-Жомарта Токаева на должность заместителя Генерального секретаря ООН, Генерального директора отделения ООН в Женеве. Кстати, он стал первым представителем Азии на этом высоком посту. В Женеве Касым-Жомарт Токаев был также генеральным секретарем работающей конференции по разоружению.
Токаев-министр всегда искренне интересовался самочувствием журналистов после длительного перелета, в самолете можно было запросто взять интервью и поговорить на прочие темы. Так, он поделился со мной тем, как он держит форму - не ужинает, и старается заниматься физкультурой.
Сегодня и я хочу внести свою небольшую лепту в историю нашей дипломатии, но уже с точки зрения журналиста.
Все визиты делились на официальную и неофициальную части. Во время официальной программы визита и дипломаты, и журналисты усердно работали. Мы отправляли свои репортажи на родину, молодые дипломаты следили за тем, чтобы министр и советники имели под рукой всю необходимую документацию. При этом наши парни-дипломаты, с которыми потом мы общались в неофициальной обстановке, из чиновников превращались в остроумных собеседников и переводчиков. Традиционно после трудового дня наши посольства приглашают журналистов в самый лучший тамошний ресторан. Для меня это всегда была экскурсия в другую культуру, и дипломаты служили заправскими экскурсоводами. Объясняли нам, как положено себя вести в этой стране, травили местные байки, которые, пожалуй, лучше пафосных речей говорят о характере народа. Меня всегда восхищало то, как красиво и легко наши юные дипломаты говорят на языке страны и как в ответ им благодарно улыбаются местные жители.
|
Абыкаев, Токаев и Амреев в кулуарах министерства |
Так, в Польше тамошние собеседники часто мне говорили о том, что казахстанские дипломаты - единственные иностранные дипломаты, которые говорят по-польски бегло и могут выступать без бумажки. Арабские дипломаты мне нахваливали нашего тогдашнего посла в Египте Багдада Амреева, считая, что его знание арабского языка, культуры и истории часто превосходит знания местной интеллигенции. К слову, Амреев - востоковед и владеет помимо арабского персидским языком. Он многие годы работает на Ближнем Востоке, является автором многих книг по этому региону. В свое время для “НП” он давал свое видение убийства премьер-министра Ливана Рафика Харири, с которым у него были дружеские отношения.
Как правило, во всех поездках над журналистами держит шефство пресс-секретарь МИДа Ильяс Омаров. Многие его любя называют по отчеству - Тамерланыч. К слову, Ильясом его назвали в честь деда - министра культуры Казахстана, видного государственного деятеля, которому в этом году исполняется 100 лет.
|
Рабочие моменты |
Каждый из бывших министров иностранных дел Казахстана и нынешний (кстати, самый молодой в этом списке) - люди неординарные. Я вспоминаю марш-бросок по странам Кавказа - Азербайджану, Армении и Грузии во главе с тогдашним министром и Госсекретарем, а также председателем ОБСЕ Канатом Саудабаевым. Это была интенсивная поездка по самому сложному региону бывшего Союза, где не очень-то привечают иностранных переговорщиков, особенно по давнему армяно-азербайджанскому конфликту в Карабахе или грузино-российским отношениям. Но нашего министра во всех трех странах ждали, в Грузии он провел переговоры с оппозицией, и этим встречам не препятствовал даже президент Саакашвили. Ждали и верили Саудабаеву и в Армении, и в Азербайджане.
Во время визита в Пекин Саудабаева обнимал старинный товарищ по дипломатическому общежитию в США - министр иностранных дел Китая Ян Цзечи. Да и Пан Ги Мун радовался визиту старого друга на сессию ООН в Нью-Йорк.
Нынешний министр иностранных дел Казахстана - 47-летний Ержан Казыханов, историк-востоковед по образованию - по сути, является продуктом новой дипломатии. Его трудовая биография началась с МИДа уже независимого Казахстана и с тех пор идет только в гору. Карьерного дипломата Ержана Казыханова по праву считают специалистом по многосторонней дипломатии, потому что он долгое время проработал Постоянным представителем РК в ООН.
|
Пан Ги Мун рад встрече со старым товарищем по дипломатическому общежитию в Нью-Йорке Канатом Саудабаевым |
Можно много еще писать о наших дипломатах. Но я никогда не забуду посла по особым поручениям, руководителя правительственной делегации по пограничным вопросам Мурата Атанова. Я брала у него интервью о том, как проходила демаркация и делимитация границ нашей Родины. Он рассказывал о бессонных ночах тех, кто занимался этим вопросом, спорах с соседними государствами, критике нашей оппозиции, которая считала, что наша дипломатия продает казахские земли. Я видела, как сильно он болел сердцем за все решения комиссии по пограничным вопросам, радовался победам наших дипломатов на сложных участках границы. К слову, оппозиция Китая в это же время критиковала своих дипломатов за решения по границе с Казахстаном.
Мурат Атанов ушел из жизни очень молодым, в 52 года его сердце не выдержало напряженной работы в качестве посла в Туркменистане. Ведь, по сути, он не успел отдохнуть после работы по приграничным вопросам. В Ашхабаде проводить его в последний путь пришел туркменский президент Бердымухаммедов. Надо сказать, что в дипломатической практике это исключительный случай.
Мурат Атанов успел оставить после себя хороших учеников, которые сегодня работают в посольствах многих стран мира и сохранили память о своем учителе и прекрасном человеке.
Впрочем, не хотелось бы завершать на такой грустной ноте. Хочу поздравить всех казахстанских дипломатов с профессиональным праздником и пожелать новых дипломатических побед во благо нашей родины!
Фото Ильяса Омарова, Талгата Галимова
Первый казахский дипломат
В День казахстанской дипломатии хочется вспомнить много имен известных казахских дипломатов, современных и тех, кто жил и работал еще в советское время. В этом списке особое место занимает имя первого казахского дипломата, первого посла-казаха в СССР Назира Торекулова.
Он был одним из самых образованных людей своего времени, выпускник Московского коммерческого института, владел тюркскими языками, русским, арабским, персидским, французским и немецким. Сохранились его рисунки, качество которых говорит о его незаурядном таланте художника.
В 1928 году Торекулов был назначен Главным консулом СССР в Саудовской Аравии, позже он стал Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Саудовской Аравии.
Восемь лет он представлял за границей гигантскую советскую державу. Его служба останется в истории как пример высокой дипломатии. Во время переговоров он обходился без переводчика и за время работы изучил культуру и фольклор народностей, населяющих Королевство Саудовская Аравия.
Кроме того, он блестяще подготовил и провел 10-дневный визит в СССР наследника короля Саудовской Аравии принца Фейсала. Результатом визита явилось улучшение торгово-экономических и политических отношений. Назир Торекулов способствовал укреплению дружественных отношений с Афганистаном, Турцией, Ираном, Ираком, Сирией, Иорданией. Его таланты, знания и квалификация снискали ему уважение дипломатического корпуса. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян. Спустя годы Назир Торекулов был реабилитирован в памяти народа.
Первая женщина-дипломат
Акмарал Арыстанбекова - министр иностранных дел Казахской ССР, первая женщина-посол в истории Казахстана, первый Постоянный представитель нашей страны в ООН, посол по особым поручениям МИДа РК.
Пожалуй, Акмарал Хайдаровну знают и любят не только все нынешние дипломаты, включая иностранный корпус. Ее обожают все студенты факультетов международных отношений не только в Казахстане. По ее учебным пособиям учатся будущие дипломаты.
Первый министр независимого Казахстана
Первый министр иностранных дел Республики Казахстан Тулеутай Сулейменов прошел славный путь карьерного дипломата. По окончании Дипломатической академии МИДа СССР работал первым секретарем МИДа СССР, консулом Генконсульства СССР в Мазари-Шарифе (Афганистан), советником МИДа СССР, советником посольства СССР в Исламской Республике Иран.
Министром иностранных дел независимого Казахстана Тулеутай Сулемейнов был в период с 1991 по 1994 год. Затем он занимал должность Чрезвычайного и Полномочного Посла в США, Венгрии, Польше, Бельгии. С 2005 года он занимает должность директора Института дипломатии, вице-ректора Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
Дипломат и стратег
Бахытжан Исенгалиев - вице-президент по стратегическим коммуникациям ПетроКазахстан, член совета директоров Сбербанк РФ (Казахстан), в прошлом известный дипломат.
В 1995 году он был назначен Генеральным консулом, советником-посланником Посольства РК в Германии (г. Франкфурт-на-Майне, Берлин). С 2002 года -вице-министр Министерства транспорта и коммуникаций РК. С 2003 года - советник министра иностранных дел РК. С 2004 года - советник президента АО “НК “КазМунайГаз”. С 2006 года - исполнительный директор АО “НК “КазМунайГаз”. |