|
Наталья Афанасьева, обозреватель “РИА Новости”
На мировые экраны выходит новый фильм Тимура Бекмамбетова “Президент Линкольн: охотник на вампиров”. На этот раз самый успешный кинодеятель России и главный иностранный режиссер Голливуда замахнулся на президента США. Похоже, он знает какой-то секрет, который открывает ему путь к сердцам мегазвезд и кошелькам зрителей любой страны
“Президент Линкольн: охотник на вампиров” - второй режиссерский голливудский проект российского по гражданству, казахского по происхождению и ташкентского по образованию Тимура Бекмамбетова. В 2006 году он снял блокбастер “Особо опасен” (Wanted) про тихого офисного клерка, который неожиданно оказался вместе с Анджелиной Джоли в компании профессиональных киллеров.
Герой же нового фильма, 16-й президент США Авраам Линкольн, - в свободное от службы время будет носиться с волшебным топором за вампирами.
Гений массовой культуры
Поскольку сейчас успех фильма принято измерять его сборами, расскажем, что фильм “Особо опасен” стал самым удачным проектом Universal в 2008 году и оказался на почетном 89-м месте в списке самых кассовых фильмов за всю историю кинематографа, по соседству с “Людьми в черном”.
Трудно заранее сказать, сумеет ли повторить “Президент Линкольн” такой кассовый успех, но уже очевидно, что копилку невероятных личных достижений режиссера Бекмамбетова серьезно пополнит.
Во-первых, режиссеру из России, который еще недавно скромно признавался, что ему трудно зацепить американского зрителя, потому что, условно говоря, он не очень понимает, “как можно мазать хлеб арахисовым маслом”, удалось-таки зацепить этого зрителя с потрохами. Американцы не только доверили ему судьбу одного из самых культовых исторических персонажей, но и разрешили придумать новый тип супергероя - в охотничьем плаще и с топором.
Продюсер фильма великий сказочник Тим Бертон ни на секунду не сомневался в возможностях русского друга. И даже согласился приехать в Россию на премьеру, чего раньше не делал никогда, даже ради собственных произведений.
“Это особый культурный дар, - считает киновед Даниил Дондурей. - Это умение, по ощущениям эксперта, не связано с чисто художественными задачами или кинематографическими целями: “Бергман или Феллини были выдающимися мастерами авторского кино, а Тимур Бекмамбетов - выдающийся мастер, гений массовой культуры”.
Чингисхан в помощь
Этот свой удивительный талант ташкентский художник, не продавший, по собственному признанию, ни одной картины, проявил еще в 1992 году, когда придумал рекламировать банк силами Чингисхана, Цезаря, Суворова, Наполеона и других исторических гигантов. Рекламные ролики серии “Всемирная история. Банк Империал”, снятые, как голливудский блокбастер, не просто взорвали невинное до той поры постсоветское телевидение, но и получили все самые престижные международные награды.
“Все запомнили эти ролики и помнят до сих пор уже в течение многих лет”, - подчеркивает режиссер Владимир Меньшов, читавший в роликах Бекмамбетова закадровый текст, а позже снявшийся в обоих “Дозорах” в роли шефа организации “Горсовет”.
“После “Ночного дозора” Тимур стал самым успешным режиссером на родине, а дальше включилась система. Американцы, которые выуживают талантливых людей во всем мире, заинтересовались человеком, который сумел завоевать русский рынок”, - говорит Владимир Меньшов, имеющий “Оскар” за лучший иностранный фильм 1981 года (“Москва слезам не верит”).
“А вот как он там удержался, в Америке, это я до конца не очень понимаю, - признается Меньшов. - Потому что, насколько я знаю, там вписаться безумно трудно. Примеров таких очень немного. Был Андрон Кончаловский, хотя его успех и бюджеты несравнимы с бекмамбетовскими”.
“С другой стороны, хотя он завоевал американское кино, - продолжает Владимир Меньшов, - но я до конца не знаю, хорошо это или плохо, потерял он себя или нашел. С точки зрения нынешнего менталитета в кино, он чрезвычайно успешен. Но, может быть, у нас он нашел бы какие-то свои пути. Открыл бы новые дороги для всего нашего кинематографа. Сейчас он плотно и хорошо вошел в американское голливудское мейнстримовское кино. И это все к душе, которой славилось российское кино, не имеет отношения”.
Может, придет время, задумается Тимур Бекмамбетов и о душе, пока же он намерен снимать фильм о войне между Томасом Эдисоном и инженером Джорджем Вестингаузом за право называться изобретателем источника постоянного тока.
В планах также - история влюбленного лунного мальчика (его студия “Базелевс” приобрела права на экранизацию “Стопроцентно лунного мальчика”). Надо надеяться, сбудутся и дерзкие мечты Бекмамбетова снять Джоли в роли русской террористки Софьи Перовской. Даже предположить невозможно, куда занесет его уникальный “гений массовой культуры”.
Например, киновед и культуролог Даниил Дондурей поделился убеждением, что если бы Тимур Нуруахитович попал, например, в Северную Корею, то наверняка бы снял там фантастический антиамериканский фильм, после которого очередной их Ким Чен Ын был бы в восторге: как этот русский понял и тонко передал идею чучхе! |