|
Юлиана Жихорь
В Кабмине придумали новый метод борьбы с перекупщиками. Теперь вместе с лозунгами будут возрождать сельхозкооперацию и уничтожать стихийные рынки
Перекупщиков в Кабмине поминают с завидной регулярностью. Практически ежемесячно, когда рассматривают вопрос о продовольственной безопасности и уровне инфляции, на поверхность пирамиды проблем всплывают спекулянты. Теперь, когда вопросами борьбы за доступное продовольствие озаботились сильнейшие страны мира, Астана наконец решила отойти от формулы “столица командует, регионы - хоть тресни, да исполняй”. И разработала механизм государственной поддержки розничной торговли. Тем более что, если посмотреть на цифры, государство при полном своем попустительстве теряет на рознице миллиарды тенге.
Сегодня доля внутренней торговли в структуре ВВП находится на стабильном уровне и составляет 14,5 процента, а розничный товарооборот растет практически ежемесячно - только за первый квартал он вырос на 12 процентов. При этом доля “цивилизованности” в этой торговле едва достигает 4 процентов, а большая половина всего товарооборота приходится на торговлю на стихийных рынках.
В общем, решили в Кабмине, пора брать “быка за рога”, то бишь перекупщика за мошну, и максимализировать участие государства в розничном товарообороте. Тем более что в этой сфере занято около 15 процентов экономически активного населения - более 1,2 миллиона человек. “Анализ показал, что в основном непродуктивные посредники сконцентрированы в реализации скоропортящихся продовольственных товаров”, - открыл секрет Полишинеля глава МЭРТ Бакытжан Сагинтаев.
И вот после долгих лет критики правительство наконец решило проанализировать, почему же в Казахстане так много перекупщиков и так мало развивается прямая розничная торговля.
В ходе кабминовских исследований выяснили, что наличие перекупщиков обусловлено целым рядом причин. В том числе и мелкотоварностью производства скоропортящейся продукции. Так, сегодня более половины валовой продукции сельского хозяйства (почти 90 процентов молока, 80 процентов мяса и 72 процента картофеля) производят в личных подсобных хозяйствах: “Бессистемное приобретение посредниками продукции у мелких товаропроизводителей, так скажем, со двора, позволяет диктовать перекупщикам собственную ценовую политику, ущемляя интересы как производителей, так и повышая цены для конечных потребителей”.
Астана неоднократно пыталась усовестить мелких фермеров, призывая их объединяться в сельхозкооперативы. Но те до сих пор предпочитали работать под маркой ИО по той простой причине, что остальные формы хозяйствования непременно сопровождаются налогом на добавленную стоимость. По словам министра сельского хозяйства Мамытбекова, как только большая компания намеревается заниматься скупкой продукции у мелких производителей, “она сталкивается с проблемой первого НДС, которая, по сути, превращается в налог с оборота”, поскольку у личных подворий нет возможности выписывать счета-фактуры.
Кстати, политика “специальных налоговых режимов” в виде разовых талонов и патентов для продавцов на рынке, а также неравные условия по обложению НДС производителей и переработчиков сельхозпродукции с розничными торговыми сетями также способствуют деятельности непродуктивных посредников.
Отсюда вытекает вторая проблема - отсутствие оптового звена сельскохозяйственной продукции, интегрированного с сельхозтоваропроизводителями и торговыми сетями. “В настоящее время действующие во многих регионах торгово-логистические центры задействованы в торговле лишь с импортируемой сельхозпродукцией, не обеспечивая транспортировку, хранение и продажу продукции отечественных фермеров”, - отметил Сагинтаев. Соответственно в стране неразвиты и современные форматы розничной торговли: “Именно такие форматы устанавливают мощный заслон деятельности непродуктивных посредников и в целом формируют современную оптовую инфраструктуру”. А неразвитость эта - результат политики государства, вычеркнувшего розницу из своих приоритетов.
Искоренять проблему решили сразу по нескольким направлениям. Сельхозкооперацию будут стимулировать через потребкооперацию. Мелкотоварность и отсутствие гарантированных каналов сбыта порождают непродуктивных посредников, снижающих цены закупа и повышающих цену реализации - осенило МЭРТ. И оно решило поддержать Минсельхоз, предлагающий переориентировать субсидии, выделяемые для АПК, на плательщиков НДС и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. “Аналогично, как и по “КазАгро”, сельские потребительские кооперативы также должны стать получателями такого вида господдержки. В этой связи предлагаем разработать единую концепцию развития потребительской кооперации в Казахстане, которая будет предусматривать меры господдержки всех видов потребкооперативов”, - сообщил Сагинтаев.
Следующим звеном господдержки станет создание эффективного оптового звена.
Кстати, помнится, несколько лет тому назад в Астану приезжали эксперты от торговли из целого ряда стран. И в кулуарах правительства предлагали свои услуги по формированию такой (даже государственной) закупочной компании. По сути, звучали предложения воспользоваться советским опытом, когда не только колхозы, но и дачники знали, куда они могут сдать свой товар. Тогда Астана с демонстративным “фи” от подобных предложений отмахивалась. Зато сейчас активно тратит деньги на создание таких оптовых центров в областях в увязке с создаваемыми торгово-логистическими центрами. Хотя все те же западные эксперты, анализируя ситуацию в РК, заявляли, что сегодня на этом рынке участие государства и не требуется: бизнес и безо всяких госАО готов вкладывать средства в это весьма выгодное предприятие.
Третьим препятствием на пути перекупщиков должен стать современный формат торговли. “Перекупщикам, не имеющим гарантированных каналов поставок, документации на товар и, соответственно, использующим серые схемы налогообложения, невыгодно работать с крупными торговыми сетями”. К слову, сегодня в стране 818 рынков, из которых 548 сконцентрировано в городах. “Большинству торговых рынков свойственны не только антисанитария и низкий уровень сервиса, но и высокая доля теневого оборота. Поэтому принципиально важное решение: осуществление плавного перехода от стихийного торгового рынка на современные форматы торговли”.
Насколько отразятся нынешние планы правительства на стоимости продовольствия - предсказать сегодня нетрудно. К сожалению, в нашей стране, что ни делается на удешевление, все равно приводит к удорожанию. Но станет ли это удорожание еще и “цивилизованным”, будет известно уже в декабре - к этому времени правительство намерено представить президенту первые пилотные результаты реализации своей новой схемы.
Астана |