ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ - КОНКУРЕНТ ШОС? Горячие новости / Исследования

Евразийский союз сейчас является важнейшей целью внешней политики Москвы, и Россия будет вынуждена развивать его в качестве главного конкурирующего проекта по отношению к ШОС. К такому выводу можно прийти, рассматривая итоги азиатского турне президента Владимира Путина по маршруту Ташкент - Пекин - Астана

Газ: четыре продавца
на одного покупателя

В середине 2000-х Россия была главным сторонником идеи трансформации ШОС в военно-политический блок, выступающий в роли “анти-НАТО”. Однако эта идея не нашла поддержки остальных участников, причем главным ее оппонентом был Китай.
Постепенно интерес к ней утратила и сама Россия, тем более что ее отношения с Западом заметно улучшились. Главной стала экономическая составляющая ШОС в форме различных проектов сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии.
В первую очередь речь идет о поставках нефти и газа в Китай из Казахстана, Узбекистана и Туркмении, а также о строительстве транспортных коридоров из Китая в Европу через Центральную Азию - в обход России. Россия оказалась полностью исключена из этих проектов.
Пекин предоставляет странам Центральной Азии значительные экономические преференции и кредиты, превратив их в конкурентов России на рынке энергоресурсов. Активное строительство нефте- и газопроводов из Туркмении, Узбекистана и Казахстана в Китай создало ситуацию, когда на локальном рынке имеется четыре (с учетом России) продавца одного и того же товара и всего один покупатель, который, таким образом, может диктовать цены.
Для стран региона поставки энергоресурсов в Китай имеют исключительно важное значение. Например, в марте 2012 года Узбекистан полностью прекратил поставки газа в Таджикистан, поскольку иначе не мог обеспечить требуемый объем экспорта газа в Китай.
Более того, в Китае очень ревниво следят за развитием трехстороннего Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии, а также Евразийского союза, видя в этих организациях ограничителей своего влияния в Евразии и конкурентов в ЦА.

Документов принято
много. Что дальше?

Состоявшийся в Пекине саммит ШОС, по сути, не привел ни к каким результатам, подтвердив, что соперничество России и Китая за лидерство в организации все больше определяет суть ее существования.
Так, Москва заблокировала предложенную Пекином “Стратегию развития ШОС”. Разработанный Китаем документ ориентировался, в первую очередь, на укрепление экономической интеграции, что обеспечивало наращивание преимущества Китая.
Речь шла о создании Банка ШОС со штаб-квартирой в Пекине и под руководством китайца, специального счета ШОС и, главное, зоны свободной торговли в рамках ШОС.
Россия это предложение отклонила.
Вместо этого приняты “Основные направления стратегии развития ШОС”, которые, по сути, никого ни к чему не обязывают. Никакой силовой инструментарий в их рамках не вводится, что обессмысливает данный документ.
Все принятые на саммите документы самоочевидны. Они отражают не единство действий или хотя бы их координацию, а единство взглядов по тем вопросам, по которым оно и так ни у кого не вызывало сомнений. Речь идет о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и наркоугрозой, за “информационную безопасность” (т.е., по сути, за контроль над контентом Интернета), а также против нестабильности в Афганистане и внешнего вмешательства в дела стран Ближнего и Среднего Востока, в первую очередь - Сирии и Ирана.
Данью вежливости в адрес Москвы стало заявление против развертывания в Европе американской ПРО, однако никаких, даже дипломатических мер противодействия ему со стороны ШОС не предполагается.
При этом Пекин в очередной раз заблокировал прием в ШОС Индии в качестве полноправного члена, данный вопрос вновь отложен на год, несмотря на активное лоббирование его Москвой на протяжении многих лет.

Китай наступает
Симптоматично, что Ху Цзиньтао в конце саммита заявил о намерении Китая выделить странам - членам ШОС кредит на 10 миллиардов долларов, в течение трех лет организовать подготовку 1,5 тысячи специалистов из стран ШОС, в течение 10 лет выделить 30 тысяч квот для студентов из стран ШОС и пригласить 10 тысяч преподавателей на повышение квалификации. Это означает, что Пекин решил реализовывать свою стратегию экономической и политической экспансии в Центральной Азии “явочным порядком” вопреки желанию Москвы.
Аналогичная ситуация складывается и в двусторонних российско-китайских отношениях. Москва уже отказалась от идеи заключения полноценного союза с Пекином, а Пекин не собирается предлагать такой союз Москве (на протяжении всей постсоветской истории руководители Китая постоянно подчеркивают, что отношения с Россией не являются союзническими и никогда таковыми не будут).
Важнейшим вопросом для России остается энергетическое сотрудничество с КНР. Москва надеется добиться выгодных для себя условий продажи нефти и газа и контрактов на строительство в Китае новых АЭС (кроме Тяньваньской). Однако пока ни на какие уступки Пекин не идет и, похоже, идти не собирается.
Таким образом, Россия и Китай продолжают имитировать “стратегическое партнерство” и заявлять о “беспрецедентно хороших” отношениях между собой. Реальные же российско-китайские отношения становятся все суше, в них все больше элементов открытого соперничества. В первую очередь, это как раз соперничество за влияние в Центральной Азии, то есть в зоне действия ШОС.

Евразийский союз -
в разумных границах

Главным конкурирующим проектом России по отношению к ШОС, видимо, станет Евразийский союз, который сейчас является важнейшей целью внешней политики Москвы.
На сегодняшний день более глубокие формы интеграции (Таможенный союз и Единое экономическое пространство с дальнейшей ориентацией на Евразийский союз) складываются в трехстороннем формате Россия - Белоруссия - Казахстан. Эти страны образуют единый территориальный комплекс, имеют сопоставимые уровни жизни и экономического развития, характеризуются этнопсихологической близостью населения.
В ходе интеграции эти страны достаточно точно повторяют путь строительства ЕС. В Европе также начинали с чисто экономических форматов, в первую очередь - таможенного союза. Руководители всех трех стран регулярно заявляют о том, что объединение является полностью добровольным и исключительно экономическим.
К сожалению, существует большая опасность попыток со стороны России добиться экстенсивного расширения новых объединений с игнорированием негативного опыта ЕС. Принятие в Евросоюз по чисто политическим и идеологическим соображениям, но вопреки экономической логике и здравому смыслу таких стран, как Болгария и Румыния, а в еврозону - Греции и Португалии, поставило всю структуру на грань краха.
Аналогичный и даже еще более драматический эффект может вызвать принятие в ТС Киргизии и Таджикистана - несостоявшихся государств с крайне низкими уровнями жизни и экономического развития, с сильнейшими внутренними социальными, этническими, конфессиональными и региональными противоречиями. Причем ситуация в этих странах лишь ухудшается из-за высочайшего уровня коррупции и практически поголовного отъезда экономически активного населения на заработки в Россию, Казахстан, Турцию.
Поэтому для России интеграция с ними не порождает ничего, кроме больших проблем и огромных расходов, не обещающих никакой отдачи даже в отдаленной перспективе. Интересны Москве эти две страны могут быть лишь как стратегическое предполье против талибов, когда те вернутся к власти в Афганистане и начнут экспансию на север.
Если при строительстве Евразийского союза удастся последовательно пройти все необходимые этапы, без ненужного форсирования и расширения, которое лишь ослабляет создаваемую организацию, в итоге может получиться очень сильное и сбалансированное объединение.
Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа, для “РИА Новости”

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение