|
Ботагоз Омар
Борьба за инвесторов и высокие позиции в мировых рейтингах заставляет страны максимально упрощать разрешительную систему. По такому пути не первый год идет и Казахстан.
Однако, несмотря на то, что чиновники заверяют, что либерализация не коснется сфер с высоким риском опасности для жизни и здоровья граждан, очередные планы по сокращению на треть лицензий и разрешений в условиях развивающейся экономики принесут больше вреда, чем пользы
Курс властей, взятый на поддержание инициатив предприимчивых казахстанцев, не может не радовать. В большинстве стран мира экономика зиждется именно на малом и среднем бизнесе. Излишние бюрократические проволочки приводили лишь к расцвету коррупции и тормозили развитие конкуренции.
Теперь бумажную волокиту значительно упростили. К примеру, в стране планируют отменить 348 разрешений из 1015. В 2008 году по ним выдали более 29 миллионов разрешительных документов. В результате упрощения системы лицензионно-разрешительный документооборот уменьшится примерно на 881 тысячу единиц в год. Ожидаемая экономия временных и финансовых затрат предпринимателей составит около 27 миллиардов тенге.
Одновременно с этим в стране внедряют принцип “одного окна” на все госуслуги. При этом, если потенциальный получатель лицензии сдал не все необходимые документы, ему сообщат об этом в течение двух дней, а не 30, как было раньше. Кроме того, теперь заявитель сможет осуществлять свою деятельность без соответствующего уведомления со стороны госоргана, если лицензиар не предоставил мотивированный отказ в установленные сроки. В этом случае лицензию будут считать выданной по принципу: “Молчание - знак согласия”.
Казалось бы, всему этому можно было бы только порадоваться. Но, учитывая, что в перечне сфер деятельности, которые будут вестись по принципу зеленого коридора, направления, которые могут привести к причинению вреда здоровью граждан (несмотря на то, что правительственные мужи уверяют, что этих видов деятельности либерализация не коснется), можно предположить, что при нынешнем развитии рыночной экономики это несколько поспешный шаг.
Почему-то, говоря о том, что перечень лицензий и разрешений разделят на категории, в зависимости от степени опасности предпринимательской деятельности, представители Министерства экономического развития и торговли чаще всего называют в первой категории (с высокой степенью опасности) деятельность в сфере атомной энергетики, оборота наркотиков и оружия.
А то, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, - это, по мнению разработчиков профильного законопроекта, быт и суета, что можно отпускать в “свободное плавание”.
Рассмотрим, к примеру, намерение правительства отменить лицензирование на открытие частных дошкольных учреждений. Благие намерения властей решить таким образом проблему дефицита детсадов в стране, конечно, радуют. Но не путем ухудшения здоровья подрастающего поколения! За примером далеко ходить не надо - недавняя прокурорская проверка деятельности детских садов, проведенная в Алматинской области, выявила множество нарушений. В одном из детских садов прямо в игровой комнате хранился смертельно опасный крысиный яд (!), который воспитательница купила и забыла на работе. Причем это только один пример при действующей “более жесткой” системе контроля. Чего ждать при ее упрощении?
Сегодня в одной только Астане количество частных детских садов неуклонно растет, и открывают их люди без опыта и без педагогического образования, а иногда - и без соответствующих помещений, с одной единственной целью: заработать деньги.
Наличие лицензии всегда подтверждало, что хозяйствующий субъект обладает необходимым минимумом для оказания качественных услуг или выпуска качественной продукции. Даже с юридической точки зрения этот документ дает право гражданам предъявить претензию в соответствующие органы или в суд. И если раньше отзыв лицензии означал лишение права работать на рынке, то теперь от действия непрофессионалов может пострадать немало казахстанцев.
Еще один пример - в стране отменят государственное лицензирование турагентской деятельности. Мы уже знаем об агентствах, не оплативших либо за авиаперелет своих клиентов, или за гостиничные номера, и про самих туристов, в лучшем случае сидящих в международных аэропортах (если не в местах лишения свободы). Сложно представить, что будет при отмене лицензирования...
Конечно, эта отрасль, на примере деятельности оценщиков, может стать саморегулируемой. К примеру, сегодня создают Единый республиканский реестр турагентов РК. И фирмы смогут работать в этой сфере только при наличии включения в него. Но это не исключает, с одной стороны, коррупции, а с другой - образования монополий (ввиду лоббирования интересов крупных игроков на этом рынке) и нездоровой конкуренции.
Так что же делать в сложившейся ситуации?
Регулирование рынка - одна из задач государства, и отказываться от него без ущерба безопасности граждан невозможно. Имидж страны на мировой арене - это, конечно, немаловажно, но к чему форсировать темпы экономического развития в ущерб благосостоянию граждан? Упрощение документооборота не должно быть сопряжено с полной отменой системы лицензирования. Так как в обратном случае негативных последствий в результате этих реформ может быть больше, чем пользы.
Астана |