|
Наталия Цой
Любые новшества вызывают дискуссии в обществе. Анализ общественного мнения показывает в целом позитивное отношение к происходящим изменениям в системе образования. И все же есть вопросы, которые, несмотря на многолетнее обсуждение, продолжают вызывать интерес общественности. Один из них - Единое национальное тестирование.
Поэтому редакция газеты “НП” решила, что настало время встретиться с министром образования и науки Республики Казахстан Бакытжаном Жумагуловым и задать ему все вопросы, которые накопились у наших читателей
“Сегодня разумной альтернативы ЕНТ нет”
- ЕНТ проходит уже девятый год, но до сих пор периодически вызывает всплески интереса в обществе и СМИ. Вы, Бакытжан Турсынович, уверены, что тестирование - это единственно правильный способ проверить качество знаний выпускников? Не могли бы Вы пояснить свою позицию?
- Моя позиция очень проста - на сегодняшний день никакой разумной альтернативы ЕНТ нет.
- А как же государственные экзамены, которые в годы Вашей молодости были также единственным способом проверки знаний школьников?
- Знаете, времена существенно поменялись. Во-первых, коренным образом изменились технологии обучения и проверки знаний. Сюда огромными темпами проникла компьютеризация. Сейчас ведущей тенденцией в передовых странах мира стало введение электронного обучения - e-learning. На этот путь готовится встать и Казахстан. А это подразумевает и электронные технологии проверки знаний, из которых на настоящий момент наиболее проработанными и испытанными в мировой практике являются технологии тестирования. Сегодня более 100 стран мира его применяют, и эта процедура себя оправдала.
Во-вторых, человеческий фактор. Когда люди соприкасаются с людьми, решающими какие-то важные вопросы их будущего, обязательно присутствуют моменты субъективизма, личной заинтересованности. В сегодняшних условиях такие моменты обладают большим потенциалом коррупциогенности - это общеизвестно.
Например, почему сегодня вводят электронное правительство, ЦОНы? Для того чтобы оградить граждан от таких ситуаций, когда им могли бы навязывать незаконные условия, чинить препятствия и так далее. Да и некоррупционная заинтересованность тоже может сильно смазать результат. Например, заинтересованность школьных экзаменаторов в возможно более высоких показателях своей школы по успеваемости.
При этом, хорошо зная учительский корпус и преподавательскую работу, считал и считаю, что подавляющее большинство педагогов - честные и благородные люди. Но пока и поскольку негативные возможности все-таки имеются, их надо исключить.
- В чем же основные преимущества ЕНТ?
- Первое - в гарантированном уровне объективности и исключении личностных факторов. Второе - в обеспечении социальной справедливости и создании равных возможностей для всех выпускников, вне зависимости от места жительства, для поступления в вузы. Это важный элемент социальной политики главы государства, направленный на формирование в Казахстане интеллектуальной нации.
Судите сами. Если раньше выпускник школы жил в глубинке, за 1000 километров от города, то ему надо было ехать в университет, искать общежитие или устраиваться на квартире. Это не только накладно, но и создает дополнительную эмоциональную напряженность. Сегодня мы уравняли возможности абитуриентов, вне зависимости от того, где они живут, у всех одинаковые стартовые условия. Прошел ЕНТ, сдал, никуда ездить не надо. И итоги будут известны в тот же день и даже опубликованы в средствах массовой информации. То есть открытость и равенство возможностей здесь присутствуют максимально.
- И что, у ЕНТ совсем нет недостатков? А как же слухи о том, что это лотерейный билет, чистая случайность, что тестирование не раскрывает творческий потенциал, возможности абитуриентов?
- Многие из таких мнений основаны на элементарном незнании механизма ЕНТ и нежелании в нем разобраться. Насчет случайности и лотерейных билетов я уже отвечал средствам массовой информации. Любой знающий математику и теорию вероятности легко может подсчитать, что шансы набрать хотя бы половину баллов методом “прямого тыка” исчезающе малы, и вряд ли хотя бы с единичными такими случаями придется столкнуться, к примеру, за десять лет.
Гораздо важнее вопросы содержания тестов. Два года назад здесь было заметное число справедливых нареканий, и мы их полностью учли в своей работе. Провели серьезную ревизию тестовых заданий - исключили совсем уж элементарные и фактически не требующие знаний, добавили задания, проверяющие уровень логического и творческого мышления. Сегодня обоснованных нареканий к содержанию тестовых заданий гораздо меньше. Были ко мне конкретно три звонка: два вопроса по истории, один - по математике. Мы проверили. Таких вопросов в базе данных нет. Тестовое задание, прежде чем попасть в базу ЕНТ, теперь проходит многократную экспертизу и апробацию. По результатам нынешнего ЕНТ апелляции в республиканскую комиссию подали всего около 1 процента участников тестирования. Все они внимательно рассмотрены, и в значительной части (около 40 процентов) удовлетворены. Это показывает, с одной стороны, что общий уровень объективности тестов (99,6 процента) достаточно высок, а с другой - что необходимо дальнейшее и постоянное совершенствование ЕНТ как по содержанию, так и по техническим процедурам.
|
Если раньше выпускник школы жил в глубинке, за 1000 километров от города, то ему надо было ехать в университет, искать общежитие или устраиваться на квартире. Это не только накладно, но и создает дополнительную эмоциональную напряженность. Сегодня мы уравняли возможности абитуриентов, вне зависимости от того, где они живут, у всех одинаковые стартовые условия. |
“В дальних селах, где были нарушения в течение 8 лет,
результаты упали на 15-18 баллов”
- Насколько необходимы принимаемые меры по усилению контроля за проведением Единого национального тестирования?
- Абсолютно необходимы. Ведь нам нужны грамотные и знающие молодые люди, способные стать квалифицированными специалистами и решать все усложняющиеся задачи построения умной инновационной экономики, форсированной индустриализации, процветающего Казахстана в соответствии со стратегическим курсом Лидера нации. Мир стремительно усложняется, ужесточается конкуренция, и в этих условиях наша страна и каждый казахстанец должны отвечать самой высокой планке конкурентоспособности. Без этого, без соответствующего образования придется, как говорит Нурсултан Абишевич, “глотать пыль за другими”...
И соответствующие меры контроля также необходимы, чтобы гарантировать два важнейших качества ЕНТ - объективность и равные возможности.
Обратимся к статистике прошлых лет. Например, возьмем любой дальний регион Казахстана, где средний балл нередко достигал 95. В это же время в Алматы средний балл был 80. Такая ситуация, конечно, свидетельствует об упущениях и вполне возможных прямых нарушениях.
Поэтому в этом году мы постарались, чтобы Единое национальное тестирование проходило честно, на абсолютно равных для всех условиях, использовали для этого соответствующие технические возможности, заменили наблюдателей в аудиториях на представителей министерства. В итоге статистика говорит сама за себя - в дальних селах, где были нарушения в течение восьми лет, результаты упали на 15-18 баллов. В то время как в крупных городах средний балл остался практически на том же уровне.
И еще один фактор. Во всех 154 пунктах приема ЕНТ ход тестирования могли наблюдать родители через специально установленные мониторы. В состав госкомиссий включили представителей общественности, СМИ, правоохранительных органов, НПО. Все это позволило обеспечить высокую организацию и объективность тестирования.
- Как Вы прокомментируете инцидент, который произошел в первый день ЕНТ в Казахском агротехническом университете в Астане? Выпускники говорят, что испытали стресс еще на входе на тестирование.
- Единичный случай, о котором писали в СМИ, действительно был. Даже по одному факту мы создали специальную комиссию министерства. По решению комиссии уволен руководитель филиала Национального центра тестирования, отвечавший за проведение ЕНТ в Казагроуниверситете. Дисциплинарные взыскания и выговоры за ослабление контроля объявлены ряду ответственных сотрудников министерства, вплоть до моих заместителей. Мы также направили письмо в МВД с просьбой рассмотреть вопрос о превышении своих полномочий сотрудниками Сарыаркинского РОВД г.Астаны.
Я категорически против того, чтобы на входе обыскивали детей, более того, я категорически запретил проводить такой досмотр. Даже если ребенка поймали с мобильным телефоном, не надо из этого делать великую беду. Все мы люди, делаем ошибки, и особенно в молодости. Но надо подходить к этому с каким-то пониманием. Если он не успел воспользоваться этим телефоном, то надо его спокойно забрать и дать возможность выпускнику дальше самому решать задания.
Мы должны проявлять доброжелательность во всем, это мое однозначное требование. Каждый член государственной комиссии должен видеть в выпускнике личность и в то же время заботиться о нем, как о своем ребенке.
“У нас ежегодно
без всяких экзаменов поступали до 70 тысяч человек”
- В этом году Вы ввели комплексное тестирование (КТ) для выпускников колледжей. Поясните, пожалуйста, идеологическую сторону такого решения? Чем оно обосновано? Вы действительно считаете, что таким образом закрыли “лазейку” для тех, кто решил получить высшее образование “по упрощенной программе”?
- У нас в стране 145 высших учебных заведений, 895 колледжей и профессионально-технических лицеев. Многие колледжи созданы при университетах, но на самом деле ряд из них ориентирован не на подготовку специалистов среднего звена, в которых так нуждается наша экономика, а на выполнение роли подготовительного отделения для поступления в вуз без проверки знаний, минуя ЕНТ.
Ни в одной стране такого нет. Везде в мире высшее образование получают на конкурсной основе. Так написано и в нашем Законе “Об образовании”.
А у нас ежегодно до 70 000 человек поступали без всяких экзаменов. Мы даже не проводили минимальную оценку на способность к высшему образованию. Получалось, что после колледжа, сдав документы в вуз, он автоматически становился студентом, но не первого, а второго или, если договорится, то и третьего курса. И он за какие-то полтора года заканчивает университет. В то время как выпускники школ учатся четыре года.
Получается, что, “обернувшись” быстрее своих сверстников-школьников, такие “профессионалы” раньше получают дипломы. Вот отсюда и идет перенасыщение рынка дипломированными выпускниками, не обладающими должными навыками и знаниями. Сегодня же, когда глава государства ставит перед нами сложнейшую задачу форсированного индустриально-инновационного развития страны, мы должны обеспечить потребность отечественного рынка в качественных специалистах среднего звена.
Сейчас мы усиливаем колледжи, профессионально-технические лицеи. Есть прямое поручение главы государства, и мы отрабатываем дуальную систему, чтобы привлечь работодателей к участию в подготовке кадров. В этом году 94 колледжа республики закрепили за конкретными предприятиями.
Еще раз скажу, введение комплексного тестирования было осознанным и продуманным шагом. Этот вопрос обсудили в прошлом году на коллегии министерства с приглашением всех начальников областных управлений, в ноябре мы доложили об этом на заседании правительства. Эта мера направлена исключительно на улучшение качества нашего образования.
- Но выпускники колледжей говорят о том, что они не знают школьную программу, их не предупредили о комплексном тестировании...
- Скорее всего, это просто обычный страх и желание повлиять на введение КТ через общественное мнение. Мною дано поручение сформировать стандарты для комплексного тестирования в рамках их учебной программы, и мы подошли с пониманием к составлению тестовых заданий, которые не будут выходить за пределы того, что преподают в колледжах. Но только в этом году! Потому что в следующем учащиеся колледжей, желающие поступить в вуз, должны будут готовить себя к КТ с первого дня обучения.
Но еще раз хочу подчеркнуть - главная задача системы технического и профессионального образования, колледжей - готовить специалистов для работы в экономике Казахстана, и только в десятую очередь служить “перевалочной базой” на пути в вуз. |