|
Юлиана Жихорь
Считается, что коррупция - результат закрытости для общества важной государственной информации. Причем речь не идет о гостайнах. Наблюдатели всего лишь пытаются добиться от Казахстана открытости составления и расходования бюджетных средств. Как посчитали эксперты, сегодня уровень доступности информации о госфинансах составляет всего 44 процента
Накануне за круглым столом в Астане собрались представители неправительственного сектора, парламентарии и делегаты от министерств и ведомств, дабы обсудить животрепещущую тему - “Прозрачность государственных финансов”. Как ни странно, но количество участников мероприятия не отвечало важности вопроса - в зале едва набрался десяток человек (не считая журналистов).
Главным оратором оказался мажилисмен Жакып Асанов. Он презентовал присутствующим законопроект, разработанный депутатами и сегодня обсуждаемый правительством.
Проект закона мажилисмены написали еще несколько лет назад. Причем писался он при поддержке целого ряда зарубежных НПО, включая ЮНЕСКО, Центр ОБСЕ в Астане, БДИПЧ/ОБСЕ и другие. Законопроект направлен, как говорится в документе, на предоставление пользователю возможности “свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом”.
На последнем пункте особо настаивают разработчики. Как заявил Асанов, доступ к информации может быть запрещен исключительно законом, а не многочисленными внутренними инструкциями различных ведомств, как это делается сегодня. “У нас в законодательстве нет даже понятия, что такое “доступ к информации”, - сообщил он. -
Поэтому наши законы не обеспечивают в полном объеме реализацию прав граждан по доступу к информации. Пользуясь этим правовым пробелом, многие государственные структуры самостоятельно определяют, какие виды информации считать доступными для общества, а какие - закрытыми”.
По его мнению, стране необходимо иметь законодательную базу по видам информации с ограниченным доступом. По его мнению, точнее это отражено в проекте документа, доступ к информации может быть ограничен (законами) лишь при соблюдении ряда требований: для защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения, а также для предотвращения разглашения информации с ограниченным доступом или “в целях исключения условий для нанесения существенного вреда охраняемым законом интересам”.
Впрочем, документом предлагается также разрешить законодательно ограничивать доступ к информации, “когда вред, нанесенный охраняемым законом интересам вследствие раскрытия информации, более существенен, чем польза от удовлетворения общественного интереса”. Но, правда, лишь при наличии обоснования законности такого ограничения.
Если документ примут, то в свободном доступе окажется информация о состоянии обеспечения общественной безопасности, личной безопасности физических лиц, их прав, свобод и законных интересов, различного рода ЧП и ЧС, терактах и их официальных прогнозах и последствиях, приемах и способах защиты населения от них. Информация о состоянии здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, экономики, правоохранительной системы, преступности.
Но главное, чего сегодня добиваются многие представители общественности, - открытой станет информация о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам. А также содержание деклараций о доходах политических и административных государственных служащих. (Кстати, практика предоставления проектов бюджета страны для СМИ то появляется, то вновь исчезает. Несколько лет назад, когда Минэконом возглавлял Бахыт Султанов, министерство даже рассылало масс-медиа электронную версию документа. Сейчас, увы, и бюджет, и отчет Счетного комитета по контролю за его исполнением в открытом доступе отсутствуют.)
То есть в случае принятия такого документа любой гражданин сможет обратиться в любой государственный (или квазигосударственный) орган с требованием предоставления любой из вышеперечисленной информации и получит ответ в течение пяти дней. (Или, как оговорено в законе, в случае угрозы для жизни - не позднее 48 часов.)
Более того, государственные органы не должны дожидаться запросов общественности, а обязаны своевременно и достоверно предоставлять любую информацию через свой сайт. Депутаты предлагают законодательно обязать госорганы обновлять свои веб-странички раз в неделю. “В целом мы должны оценивать деятельность госоргана исходя из следующего принципа: чем меньше люди обращаются в СМИ, госорганы с запросами, тем с большим основанием можно считать, что деятельность этого госоргана открыта, потому что вся необходимая информация содержится в интернет-ресурсах. При формировании контента интернет-ресурса обладатели должны будут регулярно обновлять информацию, как минимум, раз в неделю”, - заявил мажилисмен Асанов.
Документ, скорее всего, пройдет еще не один круг согласований, прежде чем выйти на финишную прямую. Сейчас парламент собирается заказать независимую экспертизу законопроекта, чтобы, как было заявлено, “узнать цену вопроса”. Ведь разглашение закрытой сегодня для общества информации может весьма недешево обойтись властям. Как в финансовом плане, так и в политическом.
Астана |