|
Фарида Галиева
Джефф Смит - активист американского протестного движения “Оккупируй Уолл-стрит”. Накануне “майского наступления”, которое провозгласили “оккупанты”, нам удалось взять у него интервью, в котором этот идеолог ниспровержения современного капитализма изложил свои основные взгляды на происходящее
- О вашем движении все уже успели изрядно забыть. Не кажется ли Вам, что оно уже утратило массовую поддержку, которая наблюдалась осенью прошлого года?
- Нас поддерживают миллионы. Достаточно зайти на наш сайт и почитать отклики на наши акции. Но активистов, регулярно выходящих на улицы, несколько десятков тысяч. К ним присоединяются тысячи сочувствующих, это совершенно естественно для такого рода общественных протестов. Если же говорить о спаде движения, то скажу так: у нас нет таких финансовых и медийных возможностей, как у кандидатов в президенты или у так называемых партий вроде Республиканской или Демократической, поэтому и работать мы вынуждены в совершенно экстремальных условиях. Но даже несмотря на это, мы боремся и продолжаем множить число наших сторонников. Это признают даже наши многочисленные враги, оплачиваемые той же Уолл-стрит.
- Ваше движение некоторые американские, даже леволиберального толка политики характеризуют как незначительное, временное и несерьезное явление. Вы наверняка иного мнения?
- Если мы такие ничтожные, почему тогда против нас бросили всю мощнейшую машину пропаганды и даже создали специальные подразделения в ФБР и в ЦРУ для слежки за нами и для нашей дискредитации? Кто эти политики, которые нас критикуют? Я могу вам их назвать, и все они - на содержании людей с Уолл-стрит. Об этом в Америке знают все, кто хоть сколько-нибудь интересуется ситуацией в стране. Беда в том, что еще очень много людей просто не задумываются или предпочитают гнать от себя эти размышления о положении вещей в стране. Но наступают времена, когда людям просто некуда уже деваться и приходится открывать глаза, уши, и тогда они приходят к нам.
- И что видят эти люди, открыв глаза и уши?
- А то, что нас обманывают. Нам лгут, что мы живем в самой благополучной, свободной и сильной стране в мире. На самом же деле огромное большинство американцев давно уже живет в долговой кабале, они не имеют возможности даже свободно выбрать своего президента. Все чаще задаются вопросом: почему это у нас такая система выборов, когда среди кандидатов никогда нет людей, скажем, социалистических взглядов? Может, потому что она так выстроена и в кандидаты никогда не попадет политик, неугодный для высшей финансовой олигархии? Тогда почему в Америке нет такой политической партии, которая бы не боролась за изменение этой системы? Может, потому, что эту партию, стоит ей зародиться, тут же уничтожают? Нет, никого не расстреливают, не сажают в тюрьму, но отстраняют иными, более изощренными и тонкими, но не менее беспощадными методами.
- Странно такое слышать от американца. Согласитесь, что в вашей стране с охотой бы согласились жить миллионы и миллионы людей из других стран. К вам ежегодно прибывают тысячи нелегальных иммигрантов, а Вы говорите такие вещи о США...
- У меня есть такой ответ: в других странах, возможно, уровень жизни пока ниже, чем у нас. Это, наверное, правда. Не берусь судить. Знаю только, что, к примеру, фермер в Мексике живет хуже, чем фермер в Аризоне, потому что был и там, и там. Но что из этого? Это что, заслуга какого-нибудь банкира с Уолл-стрит? Это заслуга фермера из Аризоны. А вот банкир этого фермера постоянно обманывает и фактически отбирает у этого фермера часть того, что фермер заработал. Заработал, понимаете? Не получил в результате мошеннических игр и спекуляций с акциями и курсами валюты, а заработал упорным трудом. А вот основные дивиденды почему-то всегда получает банкир. И в том, что фермер из Аризоны получает несколько больше, чем мексиканец, тоже не заслуга банкира, а того же фермера. Это он пока не дает банкиру забрать больше, но с годами фермер все уступает и уступает. А банкир все ненасытнее и ненасытнее. Потому что цели у фермера и у банкира разные. У фермера - заработать честным трудом, а у банкира - обмануть. А эмиграция - это не пример, это скоро пройдет.
- Что Вы имеете в виду?
- Американцы понимают, что происходит нечто необратимое. И скоро и в Америке жизнь будет не столь приятная, как ее рисуют масс-медиа, оплачиваемые финансовыми воротилами. Уже понятно, что нынешний кризис - это не просто кризис. Это конец капитализма как гаранта благоденствия. Благоденствия так и не наступило, а вот система стала рушиться. И все из-за безнаказанности реальных хозяев Америки. И их кукол - президентов и губернаторов. Реальным хозяевам мало тех богатств, которые они получили путем своих махинаций и обмана, они хотят еще и еще. Они повинны в кризисе, и что же сделали их куклы? Стали помогать банкам и финансовым корпорациям! Не людям, которые разоряются, теряют работу, закрывают свой бизнес, а тем, кто этот кризис и устроил. Как это назвать? Причем ясно, что и эта помощь не срабатывает. Что кризис самый страшный за всю историю Америки, что Великая депрессия по сравнению с ним - это не так страшно. Тогда, при Рузвельте, было ясно, что необходимо убрать разрыв между дефицитом производства и избытком влияния финансового сектора. Тогда страна производила почти все, что потребляла. А что сегодня? Что мы производим? Мы во всем зависим от Китая. И это выгодно банкирам. Но не нам.
- И Ваше движение предлагает..?
- Прежде всего, проснуться. Посмотреть правде в глаза и понять, что мы уже не живем в самой-самой успешной стране. Может быть, жили когда-то, но не сегодня. И все должны понять, что неуспешной нашу страну делают те, кто сидит на Уолл-стрит. Их всего один процент от всех граждан Америки. А нас - 99 процентов. И почему это мы должны расплачиваться за их стремление наживаться и наживаться? Причем за наш счет. Мы все в долгах и обязательствах, тогда как они - в богатстве, и никаких обязательств у них ни перед кем нет. А проснувшись, общество нас уже окончательно поддержит. Мы предлагаем кардинально изменить порядок распределения прибыли и социальных гарантий. Мы предлагаем обязать большой бизнес нести ответственность перед обществом. Это в общих чертах, что же касается деталей и отдельных наших требований, с ними можно ознакомиться и на сайте, и в нашей газете.
- А почему бы вам всем не создать свою партию и более привычным для Америки путем не бороться за свои требования?
- Это невозможно. Нам никто здесь не даст этого сделать. В Америке немало и политических, и общественных организаций, которые как бы участвуют и в выборах, и в политической жизни. Но реально они ни в чем не участвуют. И отнюдь не потому, что их не поддерживают простые люди. Нет. Просто политическая система в США организована таким образом, что существовать ваша партия будет, этого не запретят, но вот средств на реальную политическую деятельность она никогда не получит. В Америке все решают деньги. А деньгами управляет Уолл-стрит. И пусть кто-нибудь попробует финансировать, скажем, партию, неугодную тем, кто на Уолл-стрит. Ему быстро организуют все, что нужно. И компромат в прессе, и дискредитацию в глазах общества, и потерю бизнеса. То же самое и пресса. Все ведущие масс-медиа контролирует Уолл-стрит. Это самая мощная и тоталитарная цензура в мире. Вы спрашиваете - почему? Потому что есть первая поправка в Конституции США, запрещающая цензуру, но это фикция, и никогда в ведущих СМИ США вы не прочтете или не увидите правду, к примеру, о нас или о наших целях. А сейчас на информацию в Интернете и вовсе пытаются набросить контроль якобы в целях борьбы с экстремизмом. Поэтому ни партию, ни массовую газету нам создать никто не даст. И мы будем броться теми средствами, которые еще у нас есть. |