|
Динара Бекмагамбетова
Киноманы смогут ознакомиться с новинками французского кинематографа с 19 по 21 апреля в рамках третьего кинофестиваля “Французское кино сегодня”. Организаторами фестиваля выступают кинокомпания UniFrance films, акимат г. Алматы и киноцентр “Арман”
Весенний фестиваль современного французского кино стал для алматинцев доброй традицией. “Вот уж два года подряд в Казахстане с неизменным успехом проходит кинофестиваль “Французское кино сегодня”, - говорит вице-директор UniFrance films г-н Жоэль Шапрон.
UniFrance films - ассоциация профессионалов кинематографа, занимается международным продвижением французских фильмов и является главным партнером киноцентра “Арман” при проведении ежегодного кинофестиваля. По словам г-на Шапрона, за последние несколько лет Казахстан показал себя как важный кинематографический рынок. Каждый год открывают все больше кинотеатров, развивается национальный кинематограф, а казахстанские зрители с теплом принимают ежегодные показы. Возможно, именно поэтому премьера европейского лидера проката “1+1” (Intouchables) в СНГ состоится в Казахстане. Кроме этого фильма программа фестиваля включает комедии “Право на “лево” от лауреатов “Оскара” Мишеля Хазанавичуса и Жана Дюжардена и “Шеф” с Жаном Рено, драмы “38 свидетелей”, “Госслужба”, и “Штурм”, для любителей спортивного кино - “Финишная прямая”, а также традиционная “Ночь короткого метра” - подборки лучших французских короткометражных фильмов последних лет. Все перечисленные фильмы вызвали большой резонанс в культурной жизни Франции. Теперь и у алматинцев есть возможность ознакомиться с настоящим французского кинематографа.
Первым фильмом, показанным журналистам в рамках фестиваля, стала “Госслужба” Пьера Шоллера. Картина является обладателем “Золотой пальмовой ветви” в номинации “Особый взгляд”. Эта напряженная драма действительно очень отличается от большинства производимых во Франции. В центре сюжета - министр транспорта Бертран Сен-Жан (Оливье Гурме), уверенный в себе, успешный человек, который сталкивается с серьезными препятствиями на своем пути после крушения автобуса с детьми. Министра сопровождают его правая рука месье Жилль (Мишель Блан) и пресс-секретарь Полин (Забу Бретман). Пройдя сквозь многочисленные потрясения, неудачи, узнав об интригах кулуарной политики, испытав свой кабинет на прочность, министр к концу фильма ощущает себя другим человеком внутренне и начинает “видеть то, чего раньше не замечал”. Но повлияет ли это преображение на Бертрана как политика? Пьер Шиллер, режиссер и автор сценария фильма, приглашает зрителей заглянуть за кулисы французского правительства и увидеть принцип действия бюрократической системы как она есть.
Все начинается с ночного звонка. Из аппарата министерства сообщают, что в окрестностях небольшого города перевернулся автобус со школьниками. Бертран срочно выезжает на место, чтобы взять ситуацию под контроль, и оказывается втянут в череду взаимосвязанных, следующих одно за другим событий, которые впоследствии меняют его как политика и как человека.
После аварии у общественности возникают вопросы о причине катастрофы и состоянии дорог в стране, поднимают вопрос о приватизации вокзалов и дальнейших реформах. Министр транспорта вынужден в бешеном темпе справляться с потоком проблем, хлынувшим на него подобно водопаду. Поэтому он постоянно на взводе, недосыпает и совершенно забросил семью. В противовес вспыльчивому министру - выдержанный, учтивый Жилль и живая, инициативная Полин.
Задуманный первоначально как второстепенный персонаж, Мартин Кюперс (Сильвэн Дэбле) постепенно выходит на передний план. Он представляет собой человека, лишенного почти всех надежд, в свои 40 лет безработного и на грани развода. Мартина в числе других безработных в рамках правительственной программы нанимают водителем при Бертране. Однажды министр напрашивается к нему в гости и вступает в словесную перепалку с его женой Жозефой (Энн Азулай). Это одна из лучших сцен во всем фильме - Жозефа, работница больницы, яростно нападает на Бертрана, обвиняя его и всех политиков вместе взятых в игнорировании реальных проблем, а министр только посмеивается и добродушно упрашивает ее не горячиться. На их фоне Кюперс привлекает к себе внимание. Своим немногословием, серьезным и грустным лицом Кюперс еще сильнее оттеняет говорливого, самодовольного министра. Оливье Гурме блестяще удалось передать самоуверенность и выдержку человека, который всего добился сам, не являясь потомственным политиком, “наследным принцем”, как выразился Жилль. Мишель Блан, сыгравший последнего, получил за свою роль “Сезара”. Сильвен Дэбле, не будучи профессиональным актером, не посрамился рядом со своими звездными партнерами. Его Кюперс - один из самых реальных персонажей, что мне доводилось видеть в кино.
Фильм захватывает не хуже самого лихого боевика, и в этом, несомненно, большая заслуга режиссера. “Госслужба” завоевала “Сезара” в этом году за лучший сценарий, написанный самим Пьером Шоллером. Нужно немало опыта, чтобы столь органично сочетать драматическую составляющую и динамичность сюжета. И в то же время картина остается невероятно реалистичной. Создатели показали и внутренний мир отдельного министра с его отчаянием и чувством одиночества, и лицемерие бюрократии, которая использует любой повод для того, чтобы подправить свой имидж, и зачастую не заботится об управлении государством. |