|
Илья Бер, обозреватель “РИА Новости”
Путин - подарок, который сделали себе российские женщины
За избранного президента Владимира Путина отдали голоса 63,6 процента избирателей, или 45 602 075 человек. Большинство избирателей, голосовавших 4 марта, как и большинство населения России - женщины. Социологические опросы показывают, что популярность Владимира Путина среди россиян и россиянок сильно отличается.
Интересно, каков был бы результат выборов, если бы право голоса у нас в стране принадлежало только мужчинам? Ведь еще век назад женщины России, как и большей части других государств мира, вообще не имели избирательных прав.
Почти два столетия потребовалось суфражисткам - дамам, боровшимся за равные с мужчинами избирательные права, на то, чтобы отстоять интересы слабого пола. В России 11 сентября 1917 года вступило в силу положение Временного правительства о выборах в Учредительное собрание, высший законодательный орган государства, в котором впервые прямо указали о “всеобщем избирательном праве без различия пола”. При этом в Великобритании, например, женщин уравняли в избирательных правах с мужчинами лишь в 1928 году
“Скромное обаяние”
Путина
25-26 февраля ВЦИОМ прогнозировал результат Путина на выборах в районе 56 процентов. Среди мужской части населения за него, согласно тому опросу, проголосовало бы 48 процентов, среди женской - 62 процента.
Женщин-социологов такой громадный разрыв в политических предпочтениях по гендерному признаку не удивляет. Путин играет роль патриархального царя, человека, решающего все вопросы, считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
“В российской традиции, - подчеркивает эксперт, - очень высока степень патриархальности поведения женщин: муж-кормилец, мое дело второе, мужняя жена... Поэтому самостоятельность женщины как человека, принимающего решения, принижена”.
С коллегой во многом согласна руководитель Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская. “Женщины более консервативны, и они всегда хотят сохранения статус-кво”, - объясняет она.
Но при этом она не считает, что женщины готовы голосовать за любого привычного им руководителя. Личность Путина, по ее словам, играет здесь определяющую роль. Она считает, что у Путина есть мужская харизма, есть скромное обаяние и специфическое чувство юмора, которое нравится женщинам.
“В свое время я проводила исследование по поводу отношения населения к КГБ вообще, - рассказала Крыштановская. - И если мужчины испытывают какие-то страхи, опасения, считают, что от него исходит какая-то угроза, то женщины как раз видели в офицере КГБ супермена, человека загадочного, владеющего некой тайной, особыми знаниями и, безусловно, мужественного”.
Вот так. “Креативый класс” может сколько угодно смеяться над фотографиями национального лидера на коне и с голым торсом, за штурвалом самолета, над стрельбой в тигра шприцем со снотворным, но, похоже, это работает. И те пиарщики, которые все эти перформансы придумывали, не зря едят свой хлеб.
В результате женщины хотят себе “такого, как Путин, полного сил, такого, как Путин, чтобы не пил, такого, как Путин, чтоб не обижал, такого, как Путин, чтоб не убежал” - точно по тексту песни пропагандистского проекта “Поющие вместе”.
Об этом же говорит Зубаревич: “Путин замещает собой несостоятельность российских периферийных мужчин, очень сильно маргинализированных”. Женщинам хочется простого человеческого счастья - оно воплощается на экране телевизора. Социолог называет Путина “нереализованной мечтой о мужчине в его патриархальной инкарнации”.
Кстати, соперник Путина по президентской гонке Владимир Жириновский в женских глазах имеет имидж с противоположным знаком. Ольга Крыштановская считает, что он не любит женщин - как минимум, в политике. “Он их много обижал, оскорблял, говорил, что им нужны только сапоги и шуба, что их место на кухне и так далее”.
Косвенно это подтверждается тем, что, по данным трех упомянутых выше опросов социологических служб, популярность Жириновского среди мужчин выше, чем среди женщин почти на 6 процентов.
По остальным кандидатам в президенты, равно как и по политическим партиям, заметной разницы в гендерных предпочтениях российских избирателей не наблюдается. |