Алан Байтенов
Техосмотр продолжает привлекать к себе внимание. Теперь вслед за мажилисменами и Министерством транспорта и коммуникаций (МТК) (высказывались предложения о вводе моратория) техстанциями заинтересовались в Антимонопольном агентстве. В скором времени это ведомство проверит частников на предмет ценового сговора
С начала этого года технический осмотр передали в конкурентную среду. То есть частным организациям. Прошедшие два месяца показали многие недостатки новой системы. Дошло даже до того, что мажилисмены предложили ввести годовой мораторий на прохождение технического осмотра. Их поддержало и МТК, правда, обозначив немного меньший срок - полгода. Но обо всем по порядку.
Январь 2012 года - общество наконец раскачалось после новогодних праздников и на станциях технического осмотра начали появляться очереди. Многие из клиентов были удивлены новыми порядками - существенно усилился контроль над техническим состоянием авто (по крайней мере, на бумаге), возросла стоимость процедуры, а также явился новый порядок - будешь проходить техосмотр до тех пор, пока не устранишь все неисправности, при этом продолжишь платить в кассу. Откровенно завышенная цена, а также новая схема как раз и вызвали волну недовольства. Однако государство объясняло, что частник не может работать себе в убыток, а новый порядок, когда платишь за осмотр агрегата или узла до тех пор, пока не будешь соответствовать требованиям, объявили неплохим способом контроля над “усталой” техникой. Правда, некоторые независимые эксперты утверждали - это также и неплохой способ давления на автолюбителя, который может спровоцировать мздоимство. Также произошло деление на классы автомобилей, а именно, появилась необъяснимая разница в стоимости прохождения технического осмотра для разных типов машин, например, для легковых или джипов. При этом официальные правила идентичны - проверке подвергаются, что в первом, что во втором случае, одни и те же узлы.
Все эти моменты горячо обсуждались в обществе. А позже произошли некоторые перестановки. В частности, занял пост новый министр транспорта. Тогда обнажилась еще одна проблема - нехватка станций технического контроля для нормального функционирования системы. На тот момент в Алматы работали 5 станций, а в Астане всего 3. По регионам ситуация еще сложнее - некоторым автолюбителям необходимо было терять массу времени для того, чтобы посетить станцию, например, в районном центре. Тем самым среда оказалась не самой конкурентной. Высказывались даже предположения, что именно столь малое количество станций и явилось поводом для резкого повышения цен на техосмотр. В принципе логично - созданный дефицит вызывает острое желание зарабатывать больше.
|
Сколько продержится техосмотр? |
В феврале наконец решили взяться за решение этих проблемных моментов. И для этого выступили с предложением мажилисмены - необходимо ввести годовой мораторий. Основной мотив - за это время увеличить количество станций и проработать более четкий механизм контроля над стоимостью процедуры. И вот на днях стало известно - эту идею поддержало и МТК. Правда, сроки другие - полгода. Плюс еще одно - ввести мораторий исключительно для физических лиц. В общем, предложение в ближайшем времени будет внесено в правительство.
А затем поступила информация и от Антимонопольного агентства. В сообщении говорилось о том, что АЗК проверит центры технического осмотра на предмет ценового сговора. О намерении это сделать сообщил глава АЗК Габидолла Абдрахимов. То есть в ближайшее время специалисты этого ведомства нагрянут на станции с официальной проверкой. Это, кстати, также может послужить официальной причиной “остановки” станций технического осмотра. За это время, не исключено, как раз подоспеет одобрение правительства на введение моратория.
Между тем предстоящая проверка совершенно необходима при любом раскладе. АЗК в случае с частниками - единственное ведомство, которое может остановить рост цен. То, что они берутся с потолка, то есть выставляются по собственному желанию руководством станций, мы уже убедились. Вспомним хотя бы деление на классы, когда чем визуально больше автомобиль (и порой дороже), тем и выше цена за прохождение процедуры технического осмотра. И подобная вольность в ценообразовании не исключает вероятности ценового сговора между немногочисленными частными станциями технического осмотра. Более того, необходимо также ввести и прописать в законе верхний порог цены на прохождение технического осмотра. Главное - это и будет способствовать конкуренции, так как станции будут бороться за клиента с помощью повышения качества оказываемых услуг. Такой вариант как раз выгоден клиенту (то есть обществу), а не посреднику, который поселился и уютно живет между ним и государством. |