|
Алан Байтенов
Решено - Кок Жайляу будет построен. Об этом недавно рассказал министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев, представив на днях в правительстве проекты по развитию туристической отрасли Казахстана.
Как известно, против строительства курорта экстра-класса на территории Иле-Алатауского национального парка неоднократно выступали представители независимых экологических организаций. Поддержало эту позицию и Министерство сельского хозяйства, а точнее Комитет лесного и охотничьего хозяйства, который решил отказать в предоставлении земельного участка под строительство курорта. Причина - хозяйственная деятельность в природоохранной зоне, где будет находиться Кок Жайляу, запрещена законом.
Но, несмотря на все это, очень тяжело отказаться от такого проекта хотя бы потому, что на создание новой горной жемчужины планируется потратить около 4 миллиардов долларов США. Как и предполагало “НП”, земле, скорее всего, придадут новый статус - исключат из карты особо охраняемых зон
21 февраля министр наряду с другими прорывными проектами представил планы по строительству двух курортов в рамках программы развития туристической отрасли Казахстана. Ими стали курорты “Бурабай” в Акмолинской области и скандально известный “Кок Жайляу”, что неподалеку от Алматы. В процессе доклада господин Исекешев отметил - проекты разработаны по поручению президента. По словам министра, работа по проекту “Кок Жайляу” не останавливалась ни на минуту и осуществлялась совместно с акиматом города Алматы. Тем самым протест экологов не был засчитан.
Впрочем, “НП” не раз предполагало, что привлечение внимания к проекту (протесты, отказы выделить земли и общее настроение) - всего лишь подготовка к строительству. По словам представителей Иле-Алатауского парка, Кок Жайляу находится на территории, где категорически запрещена какая-либо хозяйственная деятельность. Следовательно строить проект такого класса там запрещено. Это все наталкивало только на одну мысль - никто не хочет брать на себя ответственность и все, в том числе и комитет, который не дал земли, работают по инструкции. Поэтому решение о строительстве должно быть принято на самом высоком уровне. Что, собственно, и произошло - проект оказался под крылом “поручения” президента. И в ближайшем будущем землю, на которой будет находиться Кок Жайляу, лишат особого статуса.
Тогда же, во время презентации проекта, министр поспешил успокоить всех противников строительства в природоохранной зоне. Мол, прежде чем принять решение, рабочая группа ознакомилась с зарубежным опытом. А именно с содержанием курортных зон Швейцарии, Австрии и Франции (признанных лидеров в этой области). То есть там, конечно же, при надлежащем уходе удается сохранить экосистему. При строительстве и эксплуатации нашего курорта экстра-класса вопросам экологии также будет уделяться особое значение. Причем общественный контроль над соблюдением всех экологических норм будет только приветствоваться. “Безусловно, здесь будет обеспечено, чтобы проект выполнялся в полном соответствии как с казахстанскими, так и международными экологическими требованиями. Все проектные решения будут должным образом доводиться до общественности города”, - заверил Исекешев.
В общем, решение принято. Теперь же хотелось посмотреть - на что пойдут те самые миллиарды. В первую очередь, на создание 500 километров горнолыжных трасс, на подведение инженерных сетей и, конечно же, на строительство гостинично-развлекательных комплексов. “Стоимость инфраструктуры по данному проекту - порядка 112 миллиардов тенге, коммерческие инвестиции оцениваются свыше 2 миллиардов долларов на строительство отелей”, - отметил Исекешев. Остальные подробности можно будет узнать из ТЭО проекта. Обоснование, правда, будет готово только в IV квартале 2012 года.
Проект, по всей видимости, будет настолько грандиозным, что только на разработку ТЭО планируется потратить более 300 миллионов тенге. Кроме того, в перспективе “Кок Жайляу” сможет обеспечить работой более 100 тысяч человек. Продолжая убеждать, министр рассказал о выгодном расположении этого курорта: “Близость к активно растущим рынкам - примерно 2 миллиарда человек проживает в пределах 5-часового перелета. Благоприятный климат: средняя продолжительность сезона катания - 7 месяцев (это один из самых высоких показателей в мире), большое количество солнечных дней, устойчивый уровень снежного покрова и качества снега, непосредственная близость международного аэропорта и полуторамиллионного города”.
Премьер-министр, по всей видимости, одобрил все перечисленные проекты. Как еще понимать поручение докладывать обо всех моментах и сложностях их реализации? Тем самым борьба за экологию завершилась, по сути, так и не успев начаться. Интересно, но с момента официального сообщения министра прошло уже достаточно времени. Вот только реакции со стороны защитников экологических интересов так и не последовало. Что еще раз подтверждает нашу теорию - вывод земли был неизбежен, а конфликт, по сути, не больше чем фарс. Согласитесь, у нас очень тяжело помешать освоить около 4 миллиардов долларов. |