|
Алла Иванилова
Нынешняя амнистия, посвященная 20-летию независимости Казахстана, войдет в историю как самая резонансная. Многие казахстанцы считают, что может повториться холодное лето 53-го, когда после амнистии начался террор со стороны уголовников
Восьмая по счету амнистия в Казахстане проходит с громкими скандалами. Сами судьи не ожидали, что она вызовет столько дискуссий. По словам председателя надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Акылтая Касимова, амнистия в 2006 году проходила намного спокойнее. Причина, по которой в обществе сложилось стойкое неприятие “юбилейного подарка” всем осужденным, в том, что под амнистию попали водители, виновные в гибели людей.
Напомним, в Шымкенте 1 февраля прекращено уголовное дело в отношении майора полиции Аскара Кульбаева, который в ноябре прошлого года, управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и двигаясь на большой скорости, насмерть сбил 16-летнюю девушку на пешеходном переходе. В Караганде был амнистирован другой водитель, который в сентябре прошлого года, находясь за рулем в состоянии наркотического опьянения и проигнорировав установленные знаки “Ограничение скорости до 40 километров в час” и “Осторожно, дети!”, сбил 10-летнюю девочку и скрылся с места происшествия, оставив ребенка умирать.
В Алматы по амнистии был отпущен водитель маршрутного автобуса, по вине которого в центре города случилась страшная авария. Он на большой скорости протаранил служебный автомобиль замкомандира спецбатальона УДП ДВД Ануара Байтурсынова, который получил многочисленные травмы и почти два месяца находился в состоянии комы. В настоящее время офицер полиции нуждается в дорогостоящей реабилитации за рубежом.
Кроме того, в число амнистированных попал экс-аким города Приозерска (Карагандинская область) Нурлан Бикиров. Будучи еще в должности мэра, он дал распоряжение купить для городской котельной старое оборудование. В итоге произошла авария, приведшая к размораживанию жилых домов и социальных объектов. В городе был объявлен режим чрезвычайной ситуации, а ущерб, нанесенный государству, спецкомиссия оценила в 83,7 миллиона тенге.
Свободу подарили и бывшему директору Асановской школы-интерната в Северо-Казахстанской области Бибигуль Мукеевой, где в течение двух лет десять мальчиков в возрасте 11-13 лет, применяя угрозы и обман, систематически совершали в отношении малолетних воспитанников развратные действия, а также вступали с ними в половую связь в извращенной форме, снимая все это на видео.
Это лишь некоторые уголовные дела, ставшие достоянием общественности. Всего с 22 января были амнистированы 597 человек. В целом, согласно закону, под амнистию попадают 16 187 человек, в том числе 2142 заключенных, 9320 преступников, отбывающих наказание не за решеткой, и еще 534 осужденным сократят сроки наказания. “Прощение” предусмотрено за преступления небольшой и средней тяжести, совершенные до 22 января 2012 года. При вынесении решения об амнистии мнение потерпевшей стороны не принимается во внимание.
Помимо этого прекращению подлежат возбужденные, но не рассмотренные судами до введения в действие данного закона уголовные дела. “В отношении более четырех тысяч лиц на стадии следствия будут прекращены дела”, - сообщил недавно на пресс-конференции председатель надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Акылтай Касимов. Он же поставил жирную точку в людских пересудах по делу майора полиции Аскара Кульбаева: “Если бы не было закона об амнистии, его бы никто не освобождал, мы бы его осудили, как положено, как и многих осуждаем. Или если бы была амнистия, но написано было бы: за изъятием лиц, совершивших преступление за рулем в нетрезвом состоянии, пусть хоть средней тяжести, или же за изъятием лиц, которые совершили наезд на несовершеннолетних, - мы бы тогда эту норму закона не применяли, и Кульбаев тогда не был бы амнистирован. Он бы сидел, отбывал наказание, как и все другие”. В Верховном суде напомнили, что все преступления, совершенные амнистированными водителями, являются преступлениями средней тяжести, а значит, их освободили законно. Кроме того, служители Фемиды заверили, что проверяют все материалы в отношении амнистированных дел и считают, что не стоит критиковать судей, вынесших “освободительные” приговоры: ведь они просто исполняют закон. Кроме того, в Верховном суде пообещали рассмотреть до 1 июля текущего года 99 процентов дел, подпадающих под амнистию.
Однако у родственников погибших есть шанс добиться справедливости. “Применение амнистии не означает, что человек оправдан. Этот человек не оправдан, это не оправдание, не реабилитация. Вопросы, связанные с возмещением морального, материального вреда, ложатся на амнистированное лицо. Все родственники, кто имеет право, могут предъявить к ним указанные претензии”, - отметил председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Акылтай Касимов.
Астана
Министр юстиции: “В Казахстане нужно прекратить практику амнистий”
Новый министр юстиции Берик Имашев считает, что в Казахстане нужно прекратить практику проведения амнистии, об этом он сам заявил в интервью корреспонденту Tengrinews.kz.
“Мы вообще должны прекратить практику амнистий. У нас уже семь или восемь амнистий за весь период было (имеется в виду за 20 лет. - Прим. автора), амнистия с позиции теории права - это неправильная вещь, это фактически исключительная мера. Надо тогда Уголовный кодекс пересматривать в этой части и тогда смотреть. Самое главное, что в Уголовном кодексе каждое дело - оно рассматривается индивидуально и срок назначается индивидуально. Почему и получилось, что, может быть, при индивидуальном рассмотрении вот этого, который сбил девушку (речь идет о шымкентском полицейском Аскаре Кульбаеве. - Прим. автора), его бы не освободили”, - говорит Имашев.
Он отметил, что, еще будучи на посту сенатора (должность министра юстиции Имашев занимает меньше месяца), он возражал против проведения амнистии. По его словам, дебаты на эту тему в парламенте шли целый год. При этом самым ярым сторонником проведения амнистии был депутат верхней палаты Гани Касымов, он несколько раз направлял соответствующие запросы правительству. В частности, он как-то заявлял, что на содержание заключенных государство тратит слишком много денег. |