|
Ольга Шишанова
Уровень среднего образования в Казахстане сегодня оставляет желать лучшего. Это несмотря на то, что в республике 286 370 педагогов, из которых 43 623 учителя (15,2 процента) имеют высшую категорию и 87 876 преподавателей (30,7 процента) - первую категорию
По словам министра образования и науки Бакытжана Жумагулова, система образования в Казахстане сегодня нуждается не только в модернизации, но и в создании базовых комплексов системы повышения квалификации учителей.
Для этого необходима переподготовка педагогов по трем уровням. При этом преподаватель не только повысит свои знания, но и выиграет в зарплате. Так, если учитель сдаст первый уровень, заработная плата у него поднимется на 100 процентов, второй уровень - на 50 процентов, третий уровень - на 30 процентов. (Сегодня базовая зарплата учителя - около 47 тысяч тенге.)
Подобного рода концепция известна как “обучение на протяжении всей жизни” (Life Long Learning), или непрерывное образование. Предполагается, что учительский профессионализм растет дискретным образом - от одного курса повышения квалификации до другого. И здесь система повышения квалификации учителя значительно разнится между собой в разных странах.
В Казахстане повышением квалификации педагогических кадров (в том числе и руководящих работников системы образования) призван заниматься Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования и 16 областных институтов повышения квалификации (в том числе в Астане и Алматы).
Комплексный процесс включает в себя систематическую коллективную, групповую, индивидуальную работу по повышению профессионального, научно-теоретического, методического и культурного уровней педагога. Ежегодно переобучение проходит свыше 70 тысяч преподавателей. Так, в 2010 году эта цифра составляла 72 503 педагога, в 2011 году - уже 74 098. (Повышение квалификации учителя-практика осуществляется по советской системе - раз в пять лет.)
Вполне возможно, что в самом ближайшем будущем существующая методика переподготовки учительских кадров уйдет в прошлое. С нынешнего года в Казахстане началось переформатирование действующей системы в современную многоуровневую и многокомпонентную. Для этого планируется создать три базовых комплекса повышения квалификации - центры педагогического мастерства на базе Назарбаев интеллектуальных школ, акционерное общество “Национальный центр повышения квалификации педагогов “Өрлеу” и центры повышения квалификации учителей при педвузах (действующие институты и центры также будут существовать).
Целью проекта явится создание “критической массы” учителей, способных изменить свое педагогическое мышление и пропагандировать его среди своих коллег, что должно способствовать не только повышению имиджа профессии учителя, но и углублению уровня знаний учеников, а это, собственно, и является основной целью всех проводимых мероприятий в системе образования любой страны.
За рубежом подобные методики повышения квалификации учителей школы хоть и существуют, но в каждой стране со своими особенностями. Особой популярностью пользуется консультирование преподавателя на рабочем месте более опытными коллегами или экспертами. Это наиболее распространенный метод обучения учителей в Великобритании, Германии, США. По сути, идея близка традиционному термину “наставничество”.
Кроме того, в последние годы за рубежом начали создаваться базы знаний для образования, идентичные казахстанским курсам повышения квалификации, что говорит о преимуществе подобного метода. Так, в США учителя, работающие в государственных школах, сдают специальные экзамены, по результатам которых им предоставляется лицензия на право преподавания, тогда как для учителей частных школ это не обязательно.
Учитель также может получить и общенациональную лицензию, действующую на всей территории Штатов. Выдачей подобных документов занимается организация Национальный совет профессиональных преподавательских стандартов. Обладатели подобных лицензий, как правило, получают более высокие зарплаты и бенефиты. Но лицензия не действует вечно: экзамены приходится регулярно пересдавать, и во многих штатах учителя обязаны постоянно повышать свою квалификацию, чтобы обновить лицензию.
В Великобритании, где одно время был острый дефицит педагогов на рынке труда, функции контроля качества переподготовки педагогов и управления этим качеством переданы Агентству по профессиональному развитию педагогических кадров, которое за короткий срок создало систему повышения квалификации, доступную каждому учителю Великобритании. Благодаря этой системе желающие повысить свою квалификацию и углубить знания в своей области имеют возможность получить финансирование на безвозмездной основе из Национального стипендиального фонда для учителей.
В Японии для поддержки высокой престижности учительской профессии и повышения качества преподавания используются различные формы материального стимулирования труда учителей. Кроме того, учителям, занимающимся самообразованием, приплачивают за это десятую часть зарплаты.
Астана |