|
Голодовка-марафон
Ботагоз Омар
Столичные дольщики в очередной раз собираются на митинг, с помощью которого хотят обратить внимание на проблемы недостроев. Если акимат снова не отклонит заявку, то массовая акция протеста состоится 6 июня. Пока же они избрали другой путь - голодовку, которая, по их словам, не закончится до тех пор, пока не будут введены в строй все объекты с участием дольщиков
Как уже сообщалось в “НП” (№18 от 9 мая 2007), 7 мая 15 столичных дольщиков, объединившись под крылом созданной в этом году Республиканской ассоциации участников долевого строительства, заявили о голодовке. В основном, на этот шаг решились те, кто не имеет крыши над головой и уже не в состоянии платить за аренду квартир.
Заняв помещение в трехэтажном офисе одного из столичных банков, они расстелили одеяла и пледы. Как заявили организаторы акции, голодать они будут до тех пор, пока позволит здоровье.
Уже на следующий день ряды голодающих сократились до десяти. Как оказалось, среди лиц, которых вывели из этого состояния, были беременная женщина и пожилые люди. Однако на следующий день голодающих стало больше. Как оказалось, в Астане в очередь на участие в акции выстроились более 5 тысяч человек. Прежде активисты общественного движения решали, проводить ли голодовку точечно, сразу в нескольких местах города, или в одном месте, и остановились на последнем. А потому тем, кто хочет к ним присоединиться, придется ждать, когда освободится место после очередной партии голодающих.
Среди участников акции есть и лица, которые отказываются от госпитализации и перехода на прежний режим питания, несмотря на ухудшение здоровья. В начале этой недели медицинские работники, которые приезжают к участникам акции 3-4 раза в сутки, настаивали на выведении из состояния голодовки женщины, которая не ест уже неделю. Однако женщина отказалась, мотивируя это тем, что для нее это последний шанс заявить о своей проблеме. Матери четверых детей приходится жить в сыром помещении подвала, расположенного в здании городской бани.
Всего акция объединила пять категорий казахстанцев, имеющих жилищные проблемы: дольщиков, вложивших средства на первоначальном этапе строительства; людей, ставших заложниками “подвисших” мансардных этажей; лиц, которых по разным причинам выселяют из насиженных мест; бюджетников, которые не могут добиться получения квартир по Государственной программе жилищного строительства. А также тех, кому отказывают в возведении домов в рамках индивидуального жилищного строительства.
В резолюции участники акции протеста требуют пересмотра Закона “О долевом участии в жилищном строительстве”, в котором должен быть заложен эффективный механизм защиты жилищных прав дольщиков (еще одно требование - чтобы закон распространялся и на тех, кто вложил свои средства еще до его принятия).
По их мнению, государство за свой счет должно завершить строительство незавершенных объектов. Для этого на правительственном уровне должна быть принята специальная государственная программа, ход исполнения которой, по их мнению, должен быть на контроле премьер-министра страны Карима Масимова.
По официальным данным на конец прошлого года, в целом по республике количество участников долевого строительства составляет около 29 тысяч человек. По информации Министерства индустрии и торговли, для завершения строительства необходимо около 1,3 миллиарда долларов США.
Астана
Комментарий “НП”:
Кто же виноват в сложившейся ситуации?
Может, зарубежные банки, которые были главными донорами казахстанских финансовых институтов? Вряд ли их роль может быть подвергнута сомнению, учитывая, что именно мировой кризис ликвидности стал первопричиной проблем на строительном рынке страны. Однако для упрека в их адрес веские аргументы отсутствуют - здесь срабатывал традиционный рыночный механизм: где есть спрос на дешевые заемные средства, там появляется и предложение.
Сегодня больше обвинений сыплется в адрес отечественных коммерческих банков, которые столь необдуманно вкладывали средства в проекты с большой долей риска. Однако, несмотря на сложности, данный сектор показал свою состоятельность. Хотя настоящий экзамен еще впереди, учитывая, что в следующем году им придется выплатить средства, которые превышают показатели ВВП страны.
“Вклад” самих застройщиков в этой ситуации значительно больше. С одной стороны, им государство обязано подъемом ряда смежных отраслей и экономики в целом. С другой стороны, зачастую аналитики обвиняют руководителей строительных компаний в надувании мыльного пузыря.
А этот вопрос тесно переплетается с возникшими взаимоотношениями застройщиков с государственными структурами. Все начиналось с того, что местные исполнительные органы помогали застройщикам по льготным ценам приобретать землю, взамен требуя выполнения различных социальных обязательств, будь то детсады или транспортные развязки.
Может быть, при этом коррупционная схема и отсутствовала. Но, учитывая через сколько инстанций строительным компаниям приходится пройти после получения земельного участка, здесь в получении дополнительной мзды от бизнеса уже не возникает никаких сомнений. Соответственно, “левые” растраты входили в стоимость квадратных метров. Отсюда и берет отсчет надувание “мыльного пузыря”...
Возможно, без таких серых механизмов безудержного роста цен не было бы и все складывалось бы исходя из реальных затрат застройщиков, в которые входит фонд заработной платы, стоимость строительных материалов, земельного участка и так далее. Тогда не было бы и разорения этого сектора. А значит, и незадачливых дольщиков...
В обзоре данной ситуации нельзя забывать и о самих дольщиках. Некоторые из них ввиду незнания законов слепо доверялись лозунгам яркой рекламы и заключали договора, не удостоверившись в наличии у застройщика разрешительных документов на осуществление их деятельности.
В ряде случаев тревожные сигналы от застройщиков поступали и на этапе сноса объектов, который в ряде населенных пунктов сопровождался массовыми акциями протеста жильцов сносимых домов, не согласных с суммами компенсаций. Урок можно было извлечь даже из этого - если компания так отнеслась к одной стороне, к жителям сносимых строений, то почему не может отнестись соответствующим образом к другой, в данном случае, к дольщикам? |