Юлиана Жихорь
Предвыборная кампания в мажилилис в разгаре. Но население, занятое празднованием 20-летия независимости, подготовкой к Новому году и отслеживанием ситуации в Жанаозене, не спешит с выбором. Тем более что агитационные процессы пока не превратились в захватывающие предвыборные баталии
Уже почти две недели как в стране официально буйствует предвыборная агитация. Восемь партий бросились на завоевание голосов своих избирателей. Но каждая - в меру своей финансовой обеспеченности.
Если смотреть по внешней атрибутике, то лидером безусловно является правящая партия. Не только в крупных городах, но и в маленьких поселках именно ее билборды преобладают на улицах. (В ряде небольших населенных пунктов рекламные плакаты “Нур Отана” являются единственными.) На партию активно работают и собственные масс-медиа, освещая не только ход предвыборной агитации, но и текущую работу партии и ее лидера.
Лидер партии, он же Елбасы, активно включился в агитационный процесс, заявив даже однажды, что “мы будем с вами 15 января в полночь опять пить шампанское”.
Выступил Назарбаев и с критикой в адрес конкурентов. Мол, обещают зарплаты заоблачные да пенсии миллионные, а деньги-то где брать? “Надо нам быть осторожными с государственными расходами. Фактически вся Европа, особенно северная, стала социалистической. На каждых выборах каждый обещал зарплату повышать. Сейчас наша оппозиция будет говорить о том, что мы сразу поднимем пенсии в 5 раз и зарплаты - в 10 раз. А где брать деньги? И при этом все - давайте израсходуем наш Национальный фонд. А если завтра снова грянет кризис? Чем будем платить пенсию людям? Учителям, врачам зарплату, армии чем будем платить?.. Это легче всего - взять и раздать. В Ирландии это происходит. Даже Франция и Германия вынуждены сейчас рассматривать, как сократить расходы государства. Это очень опасно”.
Впрочем, партию власти сейчас тоже накрыла волна недовольной электоральной критики - последствия событий в Жанаозене. Жертвенная ротация региональных кадров и топ-менеджеров от нефтянки “провала” в репутации партии не исправит.
Это понимает и семерка оппонентов “Нур Отана” на выборах, активно раздувая тему Жанаозеня в своих предвыборных движениях. Наибольшей популярностью эта тема пользуется у ОСДП. Представители именно этой партии были наиболее частыми гостями у бастовавших нефтяников и представляли позже их интересы в процессе переговоров с работодателями. Сейчас наиболее яркие представители этой партии отправились в агитрейс по северным регионам страны.
Народные коммунисты, как ни странно, напротив, воздерживаются от разыгрывания трудовой карты. Их средств на массированное завоевание медиапространства явно не хватает, а потому они запустили агитпоезд по областям Казахстана. И традиционно жалуются на власть, которая не дает им встречаться с народом. “Пребывание в поселке Кызылжар Павлодарской области было омрачено фанатичным рвением служителей порядка во что бы то ни стало воспрепятствовать встрече сельчан с народными коммунистами. Собравшихся жителей поселка чуть ли не силой разогнали с площади, где было запланировано собрание. Несмотря на это обстоятельство, встреча все же состоялась - пусть с небольшим количеством людей, стоящих за ограждениями и спинами полицейских, тем не менее коммунисты-народники были услышаны”, - сообщается на сайте партии.
По такой же схеме двигаются и представители “Аула”, выбирая для агитации районные и сельские населенные пункты.
Спарринг-партнер “Нур Отана” на парламентских выборах, как заявил советник Назарбаева по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев, уже выбран - партия “Ак жол”. Она, по мнению Ертысбаева, станет партией “либерального толка, партией, которая в будущем парламенте сможет реально защитить и продвинуть интересы малого и среднего бизнеса”. Именно поэтому в “Ак жоле” сейчас активно пропагандируют свою роль в защите бизнес-интересов всех от мала до велика. Не забывая, впрочем, встречаться и со студенчеством.
Один город Казахстана, впрочем, оказался вне агитации - в Жанаозене собрания и митинги запрещены. 120 тысячам жителей остается наблюдать за ходом агитации по телевидению и рекламным листовкам.
Астана
P.S.
Кстати, о телевидении. Недавно ЦИК установил нормативы бюджетных расходов для кандидатов в районные маслихаты. Так, на выступление каждого кандидата с предвыборной программой по телевидению республиканский бюджет готов выделить 43,2 тысячи тенге (по расценкам отечественного ТВ, этого хватит минут на 5). Выступление с программой по радио будет спонсироваться бюджетом в сумме 10 тысяч тенге. На публикацию двух статей в печатных изданиях бюджет готов выделить 63,9 тысячи тенге (этого хватит для размещения одной статьи размером с сотовый телефон). На издание печатных агитационных материалов республиканский бюджет выделяет 20 тысяч тенге каждому кандидату (что можно сделать на эту сумму, даже предугадать сложно). |