|
Ботагоз Омар
Похоже, что следующий год, так же, как и нынешний, будет непростым для автовладельцев. Топливо для автомашин на АЗС будет подаваться лимитировано. Чтобы составить план действий на этот счет, Кабмин решил провести специальное совещание. В то же время главный энергетик страны обещает, что в декабре ситуация точно не выйдет из-под контроля
Рабочую неделю глава правительства начал с приятных новостей, разместив на своей страничке в Twitter весть о том, что цена на топливо в декабре повышаться не будет. Такова была и линия, которую в своем докладе провел министр нефти и газа Сауат Мынбаев. “Текущие цены на ГСМ на декабрь остались на прежнем уровне, рыночные - в пределах этих предельных цен. Касательно объемов: объемы есть, они доведены до сведения областей, операторов”, - начал с положительной нотки главный энергетик страны.
В то же время некоторые проблемные вопросы все-таки пришлось решить. В декабре лимит российского импорта нефти оказался совсем небольшим - около 170 тысяч тонн. Связано это с тем, что львиную его долю в объеме семи миллионов тонн выбрал ноябрь, когда мы потребили 6,8 миллиона тонн импортного топлива. В декабре недостающий объем будет восполнен за счет поставок с внутреннего рынка. “Недропользователи оповещены, каждый знает, куда, сколько должен поставить”, - проинформировал министр.
Однако его оптимизм иссяк, когда речь коснулась 2012 года. Год будет точно непростым. “Мы получили достаточно твердую позицию Российской Федерации, что вместо семи миллионов тонн, как это было в прошлые годы и в этом году, лимит поставок на следующий год составит всеми видами транспорта шесть миллионов тонн. Это означает, что мы должны распределить этот объем правильным образом, в том числе по месяцам”, - отметил глава Миннефтегаза. Лимитированные объемы поставки нефтепродуктов коснутся не только бензина, но и авиатоплива.
Такая картина прогнозировалась уже давно. Тем не менее наши нефтеперерабатывающие заводы еще не увеличили свои мощности. Завершение реконструкции НПЗ планируется не ранее, чем в 2014 году. Поэтому Министерство нефти и газа намерено продумать несколько вариантов по выходу из такой ситуации. “Будут предусматриваться разные варианты, в том числе толлинговые схемы”, - отметил Сауат Мынбаев, отвечая на вопросы журналистов.
“Если мы не сможем, как в этом году, завезти необходимые объемы нефтепродуктов, а своих мощностей будет не хватать, то нам тогда при нынешнем разрыве цен, которые мы имеем с Россией, логичнее вывозить свою нефть, перерабатывать и эту линейку произведенных нефтепродуктов завозить обратно”, - пояснил министр, добавив, что при проведении таких операций “есть налоговые нюансы”. “Хотел бы, чтобы в достаточно ускоренном темпе это было продумано и внесены предложения”, - заключил глава Миннефтегаза.
Кабмин намерен организовать в декабре совещание по организации толлинговой схемы, а также по вопросам распределения уменьшенной российской квоты по нефти и нефтепродуктам. Чтобы не допускать такой же ситуации, когда в ноябре был исчерпан лимит декабря по использованию импортных нефтепродуктов, премьер поручил составить план по обеспечению горюче-смазочными материалами внутреннего рынка на весь 2012 год. “Вы должны гарантировать, что ни по цене, ни по объему проблем не будет”, - отметил Карим Масимов, обращаясь к главе Министерства нефти и газа.
“Подбейте все балансы, которые вам необходимы, уточните, какие решения необходимо принять. Я готов их утвердить так, чтобы мы на весь 2012 год вместе с акимами областей расписали всю линейку до конца года: с точки зрения поставок из Российской Федерации толлинга, распределения по месяцам, цен и так далее”, - резюмировал премьер.
Астана |