|
Алан Байтенов
Агентство по защите конкуренции (АЗК) наконец опубликовало предварительные результаты проверок относительно сезонного подорожания ГСМ. Как мы и ожидали, цены на нефтепродукты в большинстве случаев были завышены неоправданно и, отмечают специалисты АЗК, не связаны с реальным положением дел, то есть с настоящими ценами на сырье. В общем, грядут разбирательства по этому поводу.
В то же время, серьезно взявшись за дефицит и необъяснимо высокие цены, государство предприняло экстренные меры: увеличены поставки топлива в некоторые регионы страны и объявлено о закупе дополнительных объемов для поставки в Казахстан. Впрочем, эти решения пока не смогли повлиять на общую ситуацию с топливом в стране - цены не вернулись к уровню апрельских, да и дефицит не исчез. Прогноз не самый утешительный - “ощущать” эти меры мы начнем только в октябре, и нет гарантии, что цены вообще когда-нибудь вернутся в свое “весеннее” состояние
Напомним, что АЗК с начала сложной ситуации с ГСМ начало проводить расследование. И вот сегодня мы можем видеть некоторые результаты. По версии топливных дельцов, на увеличение конечной стоимости ГСМ повлияли растущие цены на сырье. Однако АЗК пришло к несколько иному выводу - динамика цен на ГСМ не адекватна динамике цен на нефть. В качестве подтверждения своих слов АЗК приводит следующую информацию - при снижении цены нефти на 20,1 процента одной из компаний была увеличена стоимость дизельного топлива на 32 процента, а при повышении цены на нефть на 4,12 процента цена на бензин марки “АИ-92” была взвинчена на 24,62 процента. Конечно, АЗК не упоминает, кто конкретно первым сделал этот шаг, однако перечисляет подозреваемых - крупных субъектов оптового рынка ГСМ. В этом списке ТОО “Санойл”, АО “Нефтяная компания КОР” и ТОО “Refinery Company RT”. То есть АЗК усмотрело в этом ценовой сговор, и звучит это официально так - “антиконкурентные согласованные действия, выраженные в установлении и поддержании цен”.
Солидарность оптовиков - это только один момент. АЗК также выяснило, что в самый сложный период некоторые компании необоснованно снизили объемы переработки нефти. И это, по мнению АЗК, также заслуживает внимания. “В связи с чем, видя в снижении объемов производства нефтепродуктов предпосылки сегодняшнего дефицита ГСМ, методсовет принял решение начать процедуры предварительного рассмотрения сведений о нарушении антимонопольного законодательства в отношении указанных субъектов рынка по признакам совершения антиконкурентных согласованных действий, направленных на необоснованное ограничение производства (по статье 11 Закона РК “О конкуренции”)”, - говорится в официальном сообщении. Самое интересное в этом всем, конечно же, список компаний, которые подозреваются в действиях, противоречащих законодательству. Специалисты АЗК перечисляют практически всех игроков топливного рынка. Что и говорить, если упоминаются даже структуры национальной компании...
Государство решило наступать на дефицит топлива и высокие цены с двух флангов. Так, помимо разбирательства решено бороться с топливным кризисом увеличением поставок топлива в наиболее проблемные зоны. Сейчас приоритетные направления поставок топлива - Алматы и Алматинская область. Принято решение увеличить поставку ГСМ в общей сложности более чем на 2400 тонн в сутки. Конечно, такое решение сказалось положительно на ситуации, и топливо наконец появилось в свободной продаже на АЗС (талонная система, а также продажа топлива по часам отменены), однако брешь открылась теперь в других регионах Казахстана - в центральном и западном. Так, в частности, в Актау на крупные АЗС вновь вернулась талонная система, а мелкие частники и вовсе перестали реализовывать наиболее популярные виды топлива - бензин “АИ-92” и дизель. Тем самым все заявления о том, что топливного кризиса не существует и это проблемы исключительно некоторых регионов, выглядят несколько необоснованными. Да и решение привлечь дополнительные объемы топлива извне также подтверждают высказанные нами предположения о полномасштабном “правлении” топливного кризиса, который был спровоцирован, судя по официальному сообщению АЗК, практически всеми игроками топливного рынка.
Сезонное повышение цен на топливо случается ежегодно. И каждый раз находятся новые причины и новые виноватые. Однако ситуация все же повторяется и уже стала традицией. На это у властей свои объяснения - недостаток производственных мощностей. Но как к этому относиться серьезно, вспоминая подозрения АЗК в необоснованном снижении производства топлива? Впрочем, и в этом случае прогноз не самый приятный - проект реконструкций НПЗ будет завершен только в 2014 году, и до этого времени мы не сможем обрести свою топливную “независимость”. |