Юлиана Жихорь
Ожидаемая непредсказуемость мировой экономики в последние годы становится очень хорошим “прикрытием” для корректировки отечественными госэкономистами параметров бюджета текущего года. На днях Кабмин представил на суд общественности очередные уточнения
Как ни стремятся наши власти отойти от сырьевой зависимости экономики, пока у них получаются лишь красивые лозунги. И нужда чуть ли не ежеквартально уточнять, чего ж страна достигнет к концу года (в зависимости от поведения стоимости барреля и металлов) - ярчайшее тому подтверждение.
Во вторник глава Минэкономразвития Кайрат Келимбетов отрапортовал на заседании правительства, что прогнозируемая база ВВП увеличивается. В большей степени по причине “более высокого уровня цен на энергоресурсы, сельскохозяйственную продукцию и металлы на мировых рынках по сравнению с 2010 годом”. (В связи с чем “экспорт товаров в 2011 году по прогнозам составит 76,3 миллиарда долларов, что на 17,2 миллиарда долларов выше по сравнению с одобренным прогнозом”).
Делая прогнозы на год текущий, отечественные спецы от экономики закладывали в бюджет стоимость барреля всего 65 долларов. Осенью прошлого года (как, впрочем, и все другие осени) депутаты возмущались, что наше правительство чересчур перестраховывается со столь мизерными суммами. И оказались правы. Спустя год Кабмин решил увеличить прогноз мировой цены на нефть до 90 долларов за баррель. При этом, как заявил Келимбетов, “этот уровень учитывает риски возможного падения цен до конца года”.
Есть и действительно положительная динамика в нашей экономике - по данным статистики, растут промышленное производство, строительство, объемы розничного товарооборота и услуги транспорта и связи. Что в совокупности с ценами на сырье поднимает общий ВВП страны до запланированных 7 процентов роста. О том, что нам нужно “дотянуть до семерки”, говорилось еще в мае-июне. Такую цель ставил и президент, и исполняющее его поручение правительство (хотя еще в феврале Кабмин скептично предрекал ВВП всего на уровне 5 процентов). А вот инфляцию решили не корректировать, оставив ее в коридоре 6-8 процентов. (Смогут ли вот только сдержать, если по итогам августа этот показатель уже достиг 5,9 процента, а осень с ее “сезонным колебанием цен на овощи-фрукты” только началась?)
Но как бы то ни было, благодаря пессимистичным прогнозам наших экономистов нынче в бюджете появляются “незапланированные” 270,2 миллиарда тенге в государственный бюджет (он включает в себя бюджеты республики, регионов и Нацфонд).
По идее, от правительства можно было уже сейчас ожидать, что эти суммы отправятся в некую экономию - ведь со следующего года Казахстан переходит на так называемую контрциклическую макроэкономическую политику (сдерживание роста расходов государства в период роста экономики, и, напротив, их увеличение в период экономического спада). Однако если новоподсчитанный ВВП должен увеличиться на 302 миллиарда, то расходы госбюджета предлагается увеличить на 304,7 миллиарда (до 6 триллионов тенге).
По словам главы Минфина Болата Жамишева, обновленная сумма расходов складывается из дополнительных поступлений, увеличения дефицита бюджета (увеличиваясь в абсолютном выражении на 34,6 миллиарда тенге, к ВВП его уровень составит 2,8 процента) и “высвобождаемых средств в сумме 93,2 миллиарда тенге”.
Пустят их по традиционным пяти направлениями: индустриализация, модернизация соцсферы, программы “Жасыл даму” и “Нџрлы к?ш”, повышение качества госуслуг и госфункций и формирование точек роста.
“В рамках данного направления дополнительно предусмотрены расходы на реализацию проекта “Новая транспортная система города Астаны” (ЛРТ), строительство ТЭЦ-3, реконструкцию русла реки Ишим, строительство “Гранд Астана” и ЖК “Турсын Астана” и другое, - сообщил Кайрат Келимбетов. - Также на развитие транспортной инфраструктуры Алматы и сейсмоусиление объектов социальной сферы”.
Решать, куда и сколько направить, будут депутаты парламента, которые уже принялись за эту “работу над ошибками”.
Астана |