Юлиана Жихорь
Под запретом Крестный ход, крещенское купание в прорубях и массовые молитвы за пределами мечети, церквей и синагог - таковы идеи нового законопроекта “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”, работу над которым начал мажилис парламента
Обоснованный страх перед религиозным экстремизмом витает в нашей стране давно. Пару лет назад депутаты пришли на помощь правительству, самостоятельно инициировав ужесточающие поправки в религиозное законодательство. Но тогда Конституционный совет признал их потуги не соответствующими Конституции.
Теперь, после весенне-летних событий попытку взять под тотальный контроль сферы веры в Бога решили уже исполнительные власти, разработав специальный закон. Так, новеллами законодательства является регламентация процедуры создания, регистрации и отказа в регистрации религиозных объединений и миссионеров, а также положения, касающиеся ввоза и распространения религиозной литературы. Но главное - проведения религиозных обрядов.
Так, теперь эти самые обряды можно проводить только “в культовых зданиях и на отведенной им территории, в местах поклонения, в учреждениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях”. Можно и дома, если не помешаете соседям. Все остальное должно проводиться “в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, демонстраций и шествий”. То есть в случае, если возникнет желание собрать соседей на молитву за мир, это может быть воспринято как несанкционированный митинг. А Крестный ход за пределами забора церкви - как незаконное шествие. Ну а ставшее популярным ныряние в прорубь в Крещение - не иначе как несанкционированное собрание.
Закон расширяет рамки запрета на наличие культовых мест и проведение обрядов: ранее были только места образования, здравоохранения, а теперь еще и госорганизации, вооруженные силы и места заключения. Зато “к лицам, находящимся в местах содержания под стражей и отбывания наказания, пациентам больниц, домов престарелых и инвалидов по их просьбе... приглашаются священнослужители”. Но только из зарегистрированных религиозных организаций.
Регистрировать их теперь будут в Минюсте, а “добро” на деятельность давать в уполномоченном органе - Агентстве по делам религий. Там же будут проводить религиоведческую экспертизу и проверять списки граждан-инициаторов религиозных организаций. Всего религиозные объединения в Казахстане решили дифференцировать на три части: местные (их создание инициируют не менее 50 граждан Казахстана), действующие в пределах одной области (или Алматы, Астаны); региональные, создаваемые 500 гражданами, являющимися “членами двух и более местных религиозных местных объединений, численностью не менее 250 граждан от каждой из них”, и действующие на территории двух областей. И, наконец, республиканские. Заявку на них должны подать не менее 5 тысяч человек из всех областей страны.
К слову, иностранцы могут руководить подобными объединениями. Но только после согласования с Агентством по делам религий. А для этого их шефы из-за рубежа должны предоставить: “ходатайство, содержащее сведения о кандидате, его предыдущей деятельности в иностранном религиозном центре”, решение о назначении кандидата и паспорт.
В случае таки регистрации организации местные исполнительные органы дают “добро” на строительство мечетей-церквей-синагог и “утверждают расположение специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы” и других информационных материалов на эту же тему. Но самое важное, что теперь почитать Коран, Библию или Тору можно будет либо купив их в этих самых местах, либо в библиотеках. Поскольку нигде в других магазинах их просто не будет - закон предписывает распространять подобного рода литературу только в стационарных, утвержденных акиматами помещениях.
Правда, провозить из-за границы позволяют не только книги. Оттуда же можно привозить и знания, в том числе и религиозные. Статья 11-я законопроекта гласит, что религиозные организации могут направлять граждан Казахстана для обучения в духовных учебных заведениях. Кто будет контролировать процесс - куда и зачем - в законе ни слова.
Остается добавить, что после вступления данного закона в действие всем уже действующим религиозным объединениям страны (а их 4501) необходимо будет фактически пройти перерегистрацию - внести изменения в учредительные документы согласно новому закону. И, судя по настроениям в Агентстве по делам религий, переступить этот “барьер” смогут далеко не все.
Астана |