Алла Иванилова
Накануне 1 сентября вновь обретает остроту тема попечительских советов в отечественных учебных заведениях. Об их создании говорится давно. Законодательство предусматривает подобный орган, однако на деле возникает немало проблем
Попечительский совет - это орган коллективного управления школой. Такие советы распространены в зарубежных странах. Так, в Великобритании на протяжении многих лет существуют Управляющие советы школ, которые непосредственно руководят деятельностью учебного заведения. В их состав входят родители учащихся, учителя, директор и представители местных органов власти.
Общественный орган выступает в роли работодателя и утверждает в должности всех учителей, отвечает за распределение школьного бюджета и за расстановку приоритетов при расходовании денег. Родители и учителя сами определяют учебную программу и устанавливают правила для учащихся.
Работу Управляющих советов контролирует общественность. Раз в год совет публикует отчет о деятельности школы, куда включаются результаты образовательного тестирования учащихся. Власти вмешиваются в школьные дела лишь в исключительных случаях, и при этом они должны обосновать свое “вторжение”.
Подобную систему, когда попечительский совет является звеном между школой и обществом, создают и в Казахстане. Согласно государственной Программе развития образования на 2011-2020-е годы, через десять лет попечительскими советами планируется охватить 60 процентов школ.
Однако чиновники до конца не продумали деятельность общественного органа. Смущает и тот факт, что согласно утвержденным Министерством образования и науки в 2007 году Типовым правилам, в попечительский совет не могут входить самые заинтересованные лица - родители учащихся. Он должен состоять из директора школы, представителей общественных и других организаций образования, работодателей, социальных партнеров и спонсоров. При этом попечительский совет - это прежде всего коллегиальный орган, который вправе давать советы и привлекать денежные средства. Однако контролировать их расходование не может.
Общественная организация “Ассоциация школьных общественных объединений” (АШОО) провела исследование международной и казахстанской практики внедрения попечительских советов в школах. Оказалось, что наши советы в корне отличаются от английских и, если они будут в таком виде существовать, никакого проку от них не будет.
В некоторых школах путем внесения изменений в Устав в них включили родительскую общественность и закрепили право контролировать расходование привлеченных денежных средств. Однако директора таких школ понимают, что это простая формальность.
В ОО “Ассоциация школьных общественных объединений” считают, что необходимо менять законодательство. В частности, прописать норму, согласно которой решения попечительского совета в обязательном порядке должны исполняться руководителями организаций образования. Кроме того, следует пересмотреть деятельность советов, их отчетность и порядок избрания.
Чтобы образование стало по-настоящему инвестиционно-привлекательным, необходимо разработать программу поощрения спонсоров. Это могут быть налоговые льготы, формы взаимовыгодного сотрудничества или моральные стимулы.
В европейских странах давно пошли по этому пути. Там общественная работа - часть имиджа. Как считает глава Ассоциации школьных общественных объединений Инна Косова, и в нашем обществе необходимо создавать соответствующее отношение к этой деятельности.
Да и вообще в ходе исследования выяснилось, что многие просто не имеют представления о попечительских советах. Не знают, что это за орган и для чего. Поэтому в первую очередь нужно организовать широкомасштабную разъяснительную кампанию.
Астана
Продолжение темы - на 2-й стр. |