Алла Иванилова
Качество отечественных учебников сегодня вызывает много нареканий, порой дело доходит до суда. В Министерстве образования и науки в очередной раз намерены всерьез заняться данным вопросом и снова обещают, что впредь бракованных учебников не будет
Казахстанские учебники сегодня не критикует разве что ленивый. Депутаты, родители, ученики и сами учителя не раз поднимали этот вопрос. Так, сенатор Куаныш Султанов в этом году уже обращался к премьер-министру с просьбой провести экспертизу школьных учебников. По его мнению, учебники начальных классов, по истории, литературе, познанию окружающей среды для средних и старших классов написаны бездарно. Дети их не понимают, а их содержание не стимулирует и не заинтересовывает школьников. Но больше всего депутата возмутил учебник английского языка для 6 класса, изданный алматинским издательством “Атамура” еще в 2006 году. Это второе издание, которое было переработано и дополнено. В данной книге на карте мира нет Казахстана. Территорию нашей страны можно угадать лишь по контурам Каспийского моря, Арала и Балхаша.
Алматинский школьник в прошлом году и вовсе подал в суд на Министерство образования и науки после прочтения учебника по правилам дорожного движения для 1-2 классов. Нанесенный ему моральный ущерб мальчик оценил в 100 миллионов тенге. В своем исковом заявлении истец писал: “После полного прочтения этой книги я пришел в чувство замешательства и психического расстройства из-за попытки понять этот учебник. Потому как написан он неграмотно, с большим количеством ошибок и изобилует просторечными выражениями, содержащими стилистические ляпы и грамматические ошибки, его невозможно понять... Этот учебник, воздействуя на мою психику, вызывая сумятицу в мозге, прямо искажает и уродует выражение моих мыслей, которые передаются для понимания обществу посредством выражения моих слов. Заставляя и вынуждая меня при этом выставляться перед обществом дебилом, не умеющим красиво, культурно и разумно выразить свои мысли”. По мнению ученика, издание, тираж которого 12 150 экземпляров, не что иное, как угроза национальной безопасности. Однако дело ничем не закончилось: отец школьника, представляющий его интересы в суде, отозвал иск.
Министерство образования и науки более не намерено краснеть за неграмотных авторов учебников. Недавно в ведомстве состоялось совещание по вопросу совершенствования деятельности Республиканского научно-практического центра “Учебник”. В частности, была разработана и представлена программа развития РНПЦ “Учебник” на 2011-2015 годы.
На основе изученного международного опыта по разработке, экспертизе и изданию учебной литературы в Англии, Германии, Канады, Норвегии, России, Сингапура и США, а также анализа запросов депутатов парламента и критических публикаций в СМИ за последние пять лет центром разработаны новые подходы, направленные на повышение качества казахстанских учебников.
Выявлены все слабые места. Одно из таких - качество экспертизы учебников. В ноябре прошлого года были приняты меры по совершенствованию процедуры экспертизы. На сегодняшний день введена система независимой экспертизы, суть которой заключается в том, что Министерство образования и науки передает представленное разработчикам издание в РНПЦ “Учебник”. После полной экспертизы его перепроверяют в Республиканском общественном совете, в состав которого входят депутаты парламента, известные ученые и опытные педагоги. Совет и принимает окончательное решение - рекомендовать или отклонить.
Еще одна проблема заключается в том, что из года в год авторами учебных пособий являются одни и те же люди. В мае текущего года на первом Съезде учителей математики министром была озвучена идея о необходимости подготовки авторов и экспертов новой формации, введения принципа полной ответственности авторов экспертных заключений за качество учебников и учебных пособий. Сегодня ведомство готово реализовать эту идею и создать в Казахстане свою школу авторов и издателей учебников, экспертов.
Проблему качества казахстанских учебников ведомство не намерено скрывать. В начале августа в Астане, Алматы, Атырау и Таразе будут проведены региональные совещания с педагогической общественностью по данному вопросу. Более того, эта проблема станет одной из основных тем для обсуждения на предстоящем Республиканском форуме педагогов, который пройдет 25 августа в Астане.
Астана |