|
Алла Иванилова
Обучить почти все население казахскому языку к 2020 году - такую задачу сегодня ставят чиновники. Для этого предусмотрен целый комплекс мероприятий. Но какие бы новейшие методики и подходы ни изобретали современные преподаватели, самым действенным и быстрым все же остается метод погружения в языковую среду
С этого года чиновники приступили к реализации государственной программы развития и функционирования языков на 2011-2020 годы. Власти рассчитывают, что к 2014 году казахским языком овладеют 20 процентов взрослого населения, к 2017 году - 80 процентов, а через десять лет уже 95 процентов казахстанцев будут знать государственный язык.
Чиновники намерены поднять престиж казахского языка. По словам министра культуры Мухтара Кул-Мухаммеда, необходимо сформировать идеологию, что знание госязыка - это признак успешности, свободы, совершенства и профессионального преимущества в нашей жизни.
Формировать престиж казахского языка власти намерены планомерно. Сначала будет создан центр креативных решений по популяризации и пропаганде. К этому делу будут привлечены известные в стране и за ее пределами люди, в том числе представители нетитульной национальности. Власти намерены стимулировать выпуск товаров для детей и игрушек с использованием национальных мотивов и речи на государственном языке. Чтобы популяризовать казахский язык среди молодежи, начнут выпускать глянцевые журналы. Кроме того, казахский язык будут внедрять в информационные технологии посредством электронных приборов и сотовых телефонов.
Главный акцент программы - непрерывное изучение казахского языка: с детского сада вплоть до послевузовского обучения. Для тех, кто успешно осваивает язык, будет введена система скидок.
Чиновники на законодательном уровне определят минимум, который должен знать каждый казахстанец. Ежегодно знания будут проверяться, а чтобы “подпитывать” интерес, будет внедрена система материального поощрения досрочного повышения уровня знаний государственного языка.
Сегодня все меньше людей сомневаются, что казахский язык изучать надо. Вопрос, каким образом? Существует множество методик. Конечно, можно попробовать выучить самостоятельно и практиковаться со знакомыми, коллегами, в магазинах или на рынках и т.д. Однако далеко не все могут быть понятыми. Одни поддержат такие начинания, а другие попросят изъясняться на языке межнационального общения - русском.
За рубежом давно поняли, чтобы за короткий срок изучить “бытовой” иностранный язык, необходимо погрузиться в среду. В Казахстане “выездные” языковые курсы пользуются огромной популярностью. Такая практика распространена в Великобритании. Тем, кто изучает английский язык, предлагают поехать на недельку-другую на родину языка. Там обучающихся “пристраивают” в местные семьи. Через некоторое время человек начинает не только понимать, но и говорить на новом для себя языке. Это называется глубоким погружением в языковую среду. Конечно, за короткий промежуток времени невозможно освоить иностранный язык, как свой. Но для бытового общения достаточно. Волонтеры из США и стран Западной Европы на своем опыте подтверждают, что казахский язык можно освоить, пожив пару месяцев в ауле.
В свое время народные избранники предлагали методом глубокого погружения в языковую среду обучать госслужащих. В частности, парламентарии советовали отправлять столичных чиновников на два месяца на курсы казахского языка в Кызылординскую область, где, по мнению депутатов, весьма благоприятная среда для изучения госязыка. Причем один месяц из двух - за счет трудового отпуска работника. Законодатели видели в этом двойную выгоду. Во-первых, живя с семьей в ауле, офисный работник не только выучит язык, но и собственными глазами увидит, как реализуются на местах принятые законы и программы.
Практика получила распространение, правда, не в государственном масштабе. В прошлом году Международная академия бизнеса открыла культурно-лингвистический лагерь. Минувшим летом он находился в Карагандинской области, в местечке Улытау. В этом году расположился в живописном месте на побережье озера Большое Чебачье на территории государственного национального природного парка “Бурабай” в Акмолинской области. Обучение казахскому языку там ведется по инновационной методике, которая в первую очередь ориентирована на представителей бизнеса и государственных органов, которым необходимо быстро выучить язык. Именно поэтому уделяется много внимания в программе интенсивному изучению делового и разговорного языка. В основе та же система погружения в языковую среду. Обучение ведется не с помощью заучивания слов и предложений, а в непосредственном общении с носителями языка. В результате осваивается объем знаний, на получение которого по традиционным методикам требуется вдвое больше времени.
|
Уж лучше деревню к нам... |
В течение десяти дней желающие освоить казахский язык живут в лагере, стилизованном под традиционный казахский аул. Никаких удобств. Вместо комфортных номеров и учебных классов - юрты. Занятия проходят в трех группах: начинающие, продолжающие и высший уровень. Специально для каждой группы разработаны учебные пособия. Но прежде чем приступить к их изучению, всех знакомят с традициями, обычаями и культурой казахского народа. Важное дополнение к учебному процессу - национальные песни, пословицы, танцы, игры, обряды, участие в мастер-классах ремесленников, а также рыбалка, верховая езда и казахская кухня.
Летом прошлого года на территории музея-заповедника “Улытау” в лагере обучались 83 человека - руководители и специалисты национальных компаний ФНБ “Самрук-Кызына”, “Казахстан Темир Жолы”, “Казахтелеком”, “Казатомпром”, “Казмунайгаз”, “Эйр Астана”. В этом году число слушателей вырастет до ста (впереди третий заезд). Растет число тех, кто приходит самостоятельно, а не от компании.
Адаптация этого опыта у нас испытывает определенные трудности. Данное направление не поддерживается государством. Проект не окупается, хотя стоимость обучения составляет 150 тысяч тенге. Аренда только одной юрты обходится в 30 тысяч тенге в сутки, а их нужно как минимум 10. Поэтому без внешних вливаний - со стороны государства или бизнеса - такие проекты реализовывать сложно.
Задумок у организаторов много. В первую очередь они хотят распространить инновационный опыт во всех регионах Казахстана, а также открыть при лагере школу подготовки девушек к замужней жизни. В следующем году лагерь будет базироваться в живописном месте Баянаул, в Павлодарской области.
Астана
Частное мнение
В реалиях нашего времени практика “глубокого погружения” в первую очередь обнаруживается именно в этих “30 тысячах тенге в сутки” за аренду юрты. С чего бы такая сумма? Насколько она оправданна? Налицо стремление настричь купонов. Из гуманитарного проект могут сделать коммерческим. Причем, вся коммерция, как обычно, будет примитивна, как три копейки. Вслед за юртами поступят предложения о прокате лошадей, заказе блюд исконной кухни, далее на очереди национальная одежда и т.д. Уверены, присосавшиеся к проекту найдутся быстренько, а число их вырастет в разы, дай повод. Потому что родственные отношения - это менталитет. Как же без этого в условиях “глубокого погружения”.
Тут создание условий рациональнее рассматривать в форме притока носителей языка в городскую среду. Пусть это будут небольшие аудитории - до пяти человек на одного преподавателя. Преподаватели же - выросшие в родной языковой среде граждане, способные передавать знания. Для них такая перспектива будет также стимулом для формирования грамотной речи и письма, которые действительно будут востребованы в деловой активной среде. А не тот “кухонный” уровень, который сейчас может быть ошибочно воспринят как язык целой культуры. |