|
Алла Иванилова
Казахстанские чиновники намерены совершить революцию в образовании и “переформатировать” систему повышения квалификации учителей
“Квалификация учителя - это то главное звено, за которое только и можно вытащить всю цепь системы образования”, - уверен министр образования и науки Бакытжан Жумагулов. К сожалению, в Казахстане уровень квалификации педагогов, прежде всего в среднем образовании, оставляет желать лучшего. В педвузы идет заведомо слабо подготовленная молодежь, причем по остаточному принципу. Так, средний балл ЕНТ абитуриентов, зачисляемых на педагогические специальности, - 79, тогда как на юридические и экономические - 95, естественные, технические и медицинские - около 85, и даже на ветеринарию - 80 баллов. И это только по госзаказу, а на платные места будущие педагоги зачисляются и с 40-50 баллами - и таких студентов 70 процентов от общего числа.
Качество педсостава также невысоко - менее 30 процентов педагогов имеют ученые степени. По исследованию квалификации учителей PISA, Казахстан занял 53-е место. А по итогам отечественного тестирования, проведенного в прошлом году, и конкурса в Назарбаев Интеллектуальные школы почти половина действующих учителей не преодолевает даже нижний пороговый уровень, не говоря о проходном.
В развитых странах ситуация прямо противоположная. К учителю предъявляются серьезные требования. В педвузы принимают самых подготовленных абитуриентов: так в Южной Корее всего 5 процентов, в Финляндии - 10 процентов. Педагогические вузы имеют высокий уровень и статус, используют самые передовые технологии. Высока и квалификация преподавательского состава. Так, в США 75 процентов преподавателей имеют ученые степени, в Канаде - 90 процентов, а в Великобритании - почти сто процентов. Выпускники педвузов на выходе сдают сложный квалификационный экзамен, а затем проходят практические испытания в школе в виде интернатуры. Уровень заработной платы учителей в развитых странах также вполне достойный. Например, в Финляндии - 2500 евро, в Японии - 2-3 тысячи долларов, в Сингапуре учитель - одна из самых высокооплачиваемых профессий. Для того, чтобы поддерживать высочайший профессионализм педагогов, в этих странах активно действуют разнообразные и хорошо оснащенные сети постоянного повышения квалификации.
Изучив зарубежный опыт, чиновники намерены готовить “учителей нашего времени”, которые будут знать иностранные языки и в совершенстве владеть IT-технологиями. Усовершенствовать систему подготовки педкадров планируется в двух направлениях. Первое - подготовка студентов в педагогических вузах. Второе - изменение системы повышения квалификации.
Сегодня госзаказ на подготовку педагогов составляет 9230 человек в год. Их готовят 85 вузов, из которых 50 - частные. Ежегодно выпускаются 34 тысячи молодых учителей. Однако на работу в организации образования устраиваются всего 10 тысяч человек. “Получается, что 20 тысяч педагогов мы готовим для совершенно других сфер деятельности”, - констатировал министр образования и науки.
Сегодня взаимосвязь вуза и школы формальна. Педпрактика составляет всего 13,8 процента от общего количества часов обучения. Нет квалификационных требований для выпускников, отсутствует интернатура. Оплата труда учителя слабо зависит от квалификации. Разница в зарплате между высшей и 2-й категориями учителей составляет 7 тысяч тенге. Поэтому у педагогов нет стимула повышать квалификацию.
Чтобы исправить ситуацию, чиновники намерены привлечь зарубежных специалистов для разработки принципиально новых стандартов подготовки педкадров. “Всем нам понятно, что вузы, выпускники которых не становятся действующими педагогами, по сути, дают дипломы людям, которым, наверное, нужны только “корочки”. Думаю, что в данной ситуации надо будет детально проанализировать и пойти на сокращение таких специальностей в ряде частных вузов”, - считает министр Бакытжан Жумагулов. В результате общее число вузов, готовящих педагогов, может снизиться до 40-50 вместо 85. Учитывая международный опыт, будут разработаны серьезные требования к абитуриенту. В частности, предлагается ввести экзамены, выявляющие наличие психологической готовности, педагогических задатков, мотивации к получению педагогической профессии и работе по ней. Чтобы планы государственных мужей начали воплощаться в жизнь, необходимо повысить привлекательность и уровень обучения педагогов. Для этого Министерство образования и науки предлагает увеличить стоимость гранта на 30-50 процентов и стипендию студентам в два раза. В ведомстве полагают, что это даст приток в педвузы более подготовленных абитуриентов.
Также предлагается поэтапное перераспределение госзаказа в сторону увеличения подготовки магистров до 4 тысяч и снижения подготовки бакалавров до 5 тысяч. Чиновники намерены усилить и педпрактику. В частности, будут сформированы комплексы “педвуз - инновационная школа”, в режиме эксперимента прорабатываются стимулы их совместной работы. В министерстве считают, что целесообразно ввести и одногодичную интернатуру в организациях образования, при этом стипендия интерна составит не менее 70 процентов от стартовой зарплаты преподавателя.
Существующая в Казахстане система повышения квалификации педкадров заложена еще в советское время. Учителя проходят 2-недельные курсы переподготовки стоимостью 15 тысяч тенге раз в 5 лет. “В целом эта система малоэффективна, изжила себя и не соответствует современной мировой практике”, - констатировал министр образования и науки и предложил ее “переформатировать в современную многоуровневую и многокомпонентную”. Для этого создадут три базовых комплекса повышения квалификации - центры педагогического мастерства на базе Назарбаев Интеллектуальных школ, холдинга “Национальный центр повышения квалификации педагогов” и центров повышения квалификации учителей при педвузах. Профессорско-преподавательский состав педагогических вузов пройдет переподготовку на базе Назарбаев Университета. В республике выстроится система повышения квалификации учителей, по своей структуре и содержанию соответствующая мировой практике. Сейчас у нас 3 категории учителей - к ним добавится еще 3 уровня квалификации. Таким образом, Казахстан перейдет к 6 квалификационным градациям, что принято во многих развитых странах.
В указанном “форсированном” режиме данная система будет работать 5 лет. За это время переподготовят по новым программам и сертифицируют свыше 120 тысяч педагогов, или 43 процента кадрового учительского потенциала. “Тем самым будет создана “критическая масса” учителей с современной подготовкой. Она станет главной точкой опоры, которая позволит перевести всю систему среднего образования Казахстана на новый качественный уровень”, - уверен главный педагог страны Бакытжан Жумагулов. Через 5 лет подоспеют и первые выпускники педвузов, обученные по новым стандартам. После этого предлагается трансформировать систему повышения квалификации в “стационарный” режим работы - проведение обязательных ежегодных 2-недельных курсов для всех учителей Казахстана по опыту Великобритании, Японии и других развитых стран.
Общие затраты на проект “Качественный учитель - основа качественного образования” за 5 лет оцениваются в более чем 339 миллиардов тенге. Так что совершится революция в образовании или нет - зависит от Республиканской бюджетной комиссии.
Астана |