Юлиана Жихорь
Правительство намерено вывести казахстанскую экономику в список стабильно растущих. Однако достичь даже в нынешнем году 7-процентного роста ВВП нереально без радикальных мер по стабилизации цен на внутреннем рынке. В первую очередь речь идет о ГСМ и продовольствии
Странности ценообразования на отечественном рынке ГСМ не могут не удивлять. Вопреки заявлениям начальства от исполнительной власти, что-де рост цен на внутреннем рынке обусловлен подъемом цен на нефть в мире, многие подобной связи не видят, поскольку в Казахстане цена на бензин растет вне зависимости от мировой конъюнктуры: цены на нефть растут - у нас растет цена на бензин, цены на нефть падают - у нас растет цена на бензин, потому как надо компенсировать мировое падение. Цены на нефть стабильные - у нас растет цена на бензин, дабы последующее повышение было менее болезненным.
Кроме нефти производители ссылаются на массу “сопутствующих” причин: говорят, что электричество подорожало, транспортные расходы и т.д. Получается замкнутый круг - ГСМ дорожает потому, что его дорого довозить до заправок. А тут еще и Таможенный союз, в рамках которого наши цены стремятся уравняться с российскими. А Россию, как известно, еще лихорадит от бензинового дефицита и неуклонно растущей ценовой кривой. “Мы можем не ориентироваться на Россию в одном случае: если границу закрыть, - заявил недавно министр нефти и газа Сауат Мынбаев. - 100 процентов топлива всех видов производить - единственный путь удержать эти цены... Но мы самообеспечены лишь по бензину и дизельному топливу. Авиакеросин, высокооктановый бензин (на котором ездит немало авто в Казахстане. -
“НП”) мы импортируем, и достаточно много. То есть сказать, что мы можем без Российской Федерации регулировать цены - это неправда, такой возможности у нас нет”.
Впрочем, власти обещают, что цены на внутреннем рынке ГСМ в Казахстане при Таможенном союзе будут ниже, чем в РФ, но, судя по всему, ненамного. “Координация точно будет”, - пообещал Мынбаев.
При таком подходе Казахстану предстоит столкнуться с массой ценовых проблем, причем в самое ближайшее время. В том числе и с подорожанием продовольственных товаров.
Сегодня продавец в редком магазине не объясняет повышение стоимости на хлеб-картошку ростом цен на бензин. Даже бабульки, продающие собранные летом дачные запасы, поднимая их стоимость, ссылаются на “мировые тенденции на рынке нефти”. Конечно, в случае, если товары выращены вблизи места продажи, доля транспортных расходов в стоимости продовольственной корзины может быть невелика. Однако огромная территория страны, разбросанная по разным климатическим поясам, предполагает миграцию товаров из одного региона в другой, что значительно повышает их себестоимость. И, как следствие, понижает уровень благосостояния населения.
Производители продовольственных товаров по всему миру, проникнувшись крайне негативными прогнозами ООН (о подорожании продовольствия в ближайшие годы на 11-20 процентов) уже предпринимают превентивные меры - уменьшают размеры стандартных упаковок товара. Например, стандартная упаковка сока Tropicana уменьшилась с 1,89 литра до 1,74 литра. В упаковке сыра Kraft American из 24 пластинок сыра стало на 2 пластинки меньше. Казахстанцы такое тоже проходили - булка хлеба у нас уже “похудела” с килограмма до 600 с небольшим граммов.
Что будет дальше и сможет ли Кабмин справиться с замкнутым ценовым кругом на внутреннем рынке, защитить интересы одной страны в рамках Таможенного союза, станет понятно в течение ближайшего месяца. В противном случае казахстанцев может ожидать затягивание семейно-бюджетных поясов и, что не исключают некоторые “предсказатели”, активизация роли общественного транспорта по причине массового отказа населения от использования собственных авто.
Астана
“Литр бензина АИ-95 в Саудовской Аравии стоит 23 тенге, в Ливии - 42, Азербайджане - 71, в Казахстане - 107”, - привел пример экономической политики обеспечения внутреннего рынка мажилисмен Владимир Нехорошев. На что Сауат Мынбаев ответил... дизтопливом: “В России дизельное топливо стоит - в переводе - 124 тенге литр, у нас - 70-80. Разница существенная”. |