Ботагоз Омар
Информация о том, что Россия ввела временный запрет на экспорт бензина, стала поводом для беспокойства среди водителей. Ведь на этом фоне стоимость горючего может возрасти, учитывая, что из этой страны мы ввозим 40 процентов топлива, потребляемого казахстанскими автомобилями
Зависимость Казахстана от российского горючего достаточно велика. Прежде всего проблема усугубляется тем, что в основном из РФ импортируется высокооктановый бензин, занимающий значительную часть рынка. Не успела появиться новость о мерах, предпринятых российскими производителями нефти, как в некоторых регионах страны цены на АЗС устремились ввысь.
Так, например, в Павлодаре стоимость бензина марки АИ-80 поднялась с 78 до 82 тенге, АИ-92 - с 91 до 99 тенге, АИ-96 - со 102 до 105 тенге. В то же время в сетях крупных компаний цены практически не изменились.
Все это стало поводом для специальных расследований антимонопольного ведомства. По словам заместителя начальника межрегиональной инспекции Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции по Восточно-Казахстанской и Павлодарской областям Тимура Амирханова, специалисты потребовали сведения о закупочных ценах во всех АЗС, в которых изменилась стоимость отпускаемого бензина.
По мнению главы центра анализа общественных проблем Каната Берентаева, неизбежное повышение цен на бензин без всякой на то объективной причины стало традицией. К примеру, в период посевных и уборки урожая бензин дорожает, как минимум, два раза в год. Экономист уверен, что повышение цен на топливо неминуемо приведет к подорожанию других стратегических товаров - зерна и мяса.
|
Cведения с официального сайта Агентства РК по статистике |
Как сообщил вчера российский вице-министр энергетики Сергей Кудряшов, в мае наш северный сосед решил временно прекратить экспорт бензина для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. (Топливный кризис в России дал о себе знать неделю назад из-за острого дефицита топлива.) При этом Минэнерго РФ пока не видит необходимости в госрегулировании цен на рынке нефтепродуктов.
По словам начальника отдела специальных таможенных процедур Федеральной таможенной службы (ФТС) России Александра Морозенкова, физические лица могут без ограничений вывозить бензин как в Белоруссию, так и в Казахстан. А вот для других стран существует количественный запрет на вывоз. Те, кто не вошел в Таможенный cоюз, могут за один раз только наполнить бак своего автомобиля и купить дополнительно не более десяти литров топлива.
Для того, чтобы решить проблемы нефтяной зависимости, Казахстан должен полностью модернизировать три отечественных нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), чтобы не только увеличить объем конечных продуктов (планируется довести их суммарную мощность к 2015 году с нынешних 12 до 17 миллионов тонн в год), но и качество отечественного топлива.
По подсчетам экспертов, для того, чтобы перезапустить работу трех НПЗ в новом формате, потребуется более четырех миллиардов долларов США. Причем Министерство нефти и газа планирует, что после этих мер НПЗ будут выпускать топливо, отвечающее стандартам Евро-5. По словам министра нефти и газа Сауата Мынбаева, первый этап модернизации на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ) уже начался. Стоимость первого этапа составила 1,1 миллиарда долларов, эти средства привлечены через АО “Банк Развития Казахстана”.
Учитывая, что Шымкентский НПЗ (ШНПЗ) пополам принадлежит китайской стороне и национальной компании “КазМунайГаз”, для его модернизации планируется привлечь недорогое китайское финансирование. Касательно Павлодарского НПЗ переговоры по финансированию ведутся сегодня с компанией ENI.
Министр убежден, что по АНПЗ и ШНПЗ запланированные планы вполне могут быть реализованы в течение ближайших трех лет. “По Павлодару есть риски, но это весьма и весьма актуальная проблема, которая находится на очень частом обсуждении и в национальной компании КМГ, и в министерстве. Определенные опасения (по несоблюдению запланированных сроков. - “НП”) есть, но мы полагаем, что сможем отрегулировать этот вопрос”, - заключил Сауат Мынбаев.
Астана |