Алан Байтенов
Вчера глава государства посетил Дом дружбы в Алматы, где была представлена экспозиция, организованная этнокультурными объединениями. Гвоздем программы стал еще один “Золотой человек”. Правда, в отличие от предыдущих воин представляет собой собирательный образ по мотивам знаковых находок так называемой “Золотой армии” Казахстана
Первый и самый известный на сегодняшний день “Золотой воин” был найден в 1970 году приблизительно в 50 километрах от Алматы, около Иссыка. Далее, в 1999 году, в атырауских степях (курган Аралтобе) археологи нашли захоронение сарматского вождя и его жены. Спустя 4 года, в 2003-м, в результате раскопок Чиликтинских курганов была обнаружена масса золотых украшений. Специалисты утверждали (в частности, ученый Абдеш Толеукенов): найден еще один “Золотой человек”. Наконец, в 2010 году примерно в 300 километрах от Караганды в мемориальном комплексе Талды были обнаружены ювелирные украшения, части одежды и оружие. Эту находку специалисты тут же подняли на один уровень с первым “Золотым воином”, что был найден в районе Иссыка.
Можно ли вписать нового золотого человека в ряды “Золотой армии”? Ответить сразу сложно. С одной стороны, это собирательный образ по мотивам крупнейших находок, а с другой - исторически выверенный проект, который реализовывался с привлечением научной литературы и признанных зарубежных специалистов (инсталляции предшествовало самостоятельное научное исследование). Нам удалось связаться с авторами этого проекта. Воин изготавливался на базе научно-реставрационной лаборатории “Остров Крым” под руководством реставратора Крыма Алтынбекова (он является автором проекта). Как отметили представители лаборатории, это сборный образ, созданный по мотивам находок курганов Чиликтинской долины (Восточно-Казахстанская область), кургана Аржан-2 (Тува) и с использованием идей, реализованных в артефактах Жалаулинского клада (Алматинская область).
“В ходе реализации проекта были привлечены специалисты, занимавшиеся непосредственно раскопками упомянутых комплексов из Казахстана, России и Германии. В то же время поднималась масса литературы - проводились многочисленные аналогии, учитывались каноны одежды того времени. Определенный стиль, определенный крой. Все это проводилось в рамках самостоятельного научного исследования. Кстати, этот проект был успешно защищен (осенью прошлого года) на конференции в России, в Казани. Тем самым был одобрен и российскими учеными”, - отмечает Элина Алтынбекова, дизайнер и непосредственный участник проекта.
|
Президент стал первым посетителем экспозиции |
Кто-то, возможно, заметит - проект не больше, чем современная инсталляция. В то же время нельзя забывать, что это выверенная до мельчайших подробностей историческая реконструкция, которая собирает воедино основные течения того времени. Это чрезвычайно важно - что-то из подлинников утеряно навсегда, а что-то сложно использовать в подобных проектах по причине ветхости (вне специальных условий многие артефакты быстро разрушаются). Да и потом - есть реальная история (скажем, царствование французского короля Людовика XIII), а есть, например, яркое художественное произведение, основанное на исторических фактах (“Три мушкетера”). И очень часто последнее намного интереснее и доступнее для широкого круга. Во всяком случае, благодаря такому синтезу науки и искусства наша история продолжает жить, проходит ее осмысление, и обществу ярко демонстрируются основные принципы и штрихи выбранного специалистами периода.
“Золотой воин” “новой эпохи” был выставлен впервые в Доме дружбы в Алматы. В дальнейшем, делятся реставраторы, экспонат отправится в Президентский центр культуры в Астане. |