|
Фарида Галиева
Публикации списков миллиардеров (The World’s Billionaires) в американском журнале “Форбс” каждый год вызывают жгучий интерес у мировой публики. Очень многим хочется знать - кто же стал за год еще богаче или кто выбыл из этой захватывающей гонки за миллиардами. Имеется вполне оправданный интерес к списку и у нас. Ведь к этой игре вот уже два десятка лет и мы имеем самое непосредственное отношение. То есть в “Форбсе” фигурируют и наши, так сказать, соотечественники
Не стал исключением и нынешний список за 2011 год, в котором нашлось место пяти представителям нашей страны. К слову, в прошлогоднем списке их было семеро.
Кто же они, сегодняшние самые богатые казахстанцы по версии журнала “Форбс”? Да по сути все те же. Это владелец корпорации “Казахмыс” Владимир Ким с состоянием в 4,5 миллиарда долларов (223-е место в мире по размеру капитала), совладелец компании ENRC Алиджан Ибрагимов (3,7 миллиарда, 297-е место), совладельцы Народного банка Тимур Кулибаев и Динара Кулибаева (по 1,3 миллиарда, 938-е место). Совладелец “Казкоммерцбанка” Нуржан Субханбердин, чье состояние оценивается в 1 миллиард долларов, оказался на 1140-м месте.
Из казахстанского списка “выпали” партнеры Алиджана Ибрагимова Патох Шодиев и Александр Машкевич, которые начиная с 2005 года присутствовали в “Форбсе” вместе и дружно делили одно и то же место с одинаково оцененным капиталом. В этом же году ситуация изменилась. Несмотря на то, что состояние Ибрагимова увеличилось на 0,4 миллиарда долларов, он оказался на десять позиций ниже и к тому же без своих компаньонов по ENRC.
Объясняется это не тем, конечно, что у господ Шодиева и Машкевича настолько были плохи дела в 2010 году и они даже в заветный список не попали, а спецификой составления самого списка “Форбс”.
Заполняя этот реестр самых состоятельных людей мира, как указывает редакция, она учитывает стоимость принадлежащих им активов (долей) в акционерном капитале публичных компаний, вложения в финансовые инструменты, земельные участки и объекты недвижимости, яхты и самолеты, коллекции искусства и драгоценностей и так далее.
Состояние в 1 миллиард долларов не означает, что человек располагает деньгами на эту сумму. Это означает, что все его активы оцениваются в 1 миллиард долларов. При подсчете также учитываются долги кандидатов на включение в рейтинг.
Размер же активов миллиардеров эксперты издания оценивают по состоянию на 12 февраля текущего года. Учитывая постоянное колебание стоимости акций по всему миру, приведенные состояния могут значительно увеличиться или уменьшиться в течение недель или даже дней после публикации рейтинга. Составители списка миллиардеров подчеркивают, что их оценки консервативны: участники списка могут быть богаче, но, скорее всего, не беднее, чем их оценили.
Поэтому, не ведая, какие вложения и финансовые операции были произведены казахстанскими миллиардерами за текущий год, даже за последний месяц, судить о том, насколько изменились их активы, ни мы, ни эксперты “Форбс” не могут, но, как уже сказано, беднее за истекший год они вряд ли стали. Как сказал казахстанский экономист Канат Берентаев:
- Все эти мировые рейтинги работают в условиях открытой рыночной экономики, они учитывают только открытые активы. У нас же определить, кто и сколько в действительности потерял или приобрел, крайне сложно.
Интереснее другое. Через два года после так называемого глобального финансового кризиса, который как бы продемонстрировал эфемерность состояний многих миллиардеров, их ряды, согласно журналу, не только восстановлены, но и увеличились до рекордных масштабов.
Это опять же связано исключительно с методом оценки состояния богатых людей. Как отметил российский экономист Михаил Бернштам, оно оценивается по рыночной капитализации, по цене акций на рынке. Если рынок после глубочайшего кризиса пошел вверх, а реальные активы остались теми же, что были, то вполне естественно, что бумажная бухгалтерская ценность этих активов увеличилась. Это естественно для периода выхода из рецессии.
Всего же в юбилейном, 25-м ежегодном списке самых богатых людей мира собраны имена 1210 человек, чьи состояния оцениваются более чем в миллиард долларов. Самым состоятельным стал мексиканский инвестор Карлос Слим. За год его богатство выросло на 20 миллиардов долларов благодаря росту курсов акций его компаний. Сейчас оно оценивается в 74 миллиарда долларов. “Всего” по 3 миллиарда за прошлый год прибавили к своим состояниям основатель “Майкрософта” Билл Гейтс и инвестор Уоррен Баффет.
Но самым щедрым год оказался для россиян и китайцев. Число российских миллиардеров перевалило за сотню, оно выросло за год на треть. В Китае на 14 миллиардеров больше, чем в России, - их там 115. До сих пор лишь американский клуб миллиардеров насчитывал больше сотни членов.
Мы выглядим в этом реестре куда скромнее. У нас и миллиардов на одних руках, вроде бы, поменьше, и число миллиардеров скуднее. Но это, безусловно, не так. Как говорит политолог Досым Сатпаев:
- Дело в том, что у нас в стране объем теневой экономики - около пятидесяти процентов. Об истинном ее объеме никто не знает. Поэтому никто не ведает и об объеме теневых активов, которых, конечно же, больше, чем легальных. Поэтому список миллиардеров в Казахстане включает около двух десятков лиц. Но в подавляющем большинстве они работают через подставные фирмы.
Ну и последнее. Все казахстанские миллиардеры - исключительно сырьевики. Это касается и тех, кто разбогател в сфере банковского бизнеса. То есть их деньги “сделаны” из продажи казахстанских полезных ископаемых. Можно с уверенностью сказать, что и “наши” теневые миллиардеры - не исключение. Когда же у нас появятся свои биллы гейтсы, ставшие миллиардерами после создания новых производств? Вопрос актуальный, но, скорее, чисто философский. |