|
Андрей Губенко
В минувшую пятницу кандидатом на досрочных президентских выборах наконец был выдвинут человек, которого можно всерьез назвать политиком (между прочим, первый за неделю, прошедшую с момента объявления о досрочных выборах). Все предыдущие выдвиженцы были фигуры пусть порой и колоритные, но как кандидаты - эдакий “разогрев”, который не дает соскучиться публике в преддверии основных событий
Вспомним их: “профессиональный кандидат” Уалихан Кайсаров, уже выставлявший свою кандидатуру на прошлых выборах в 2005 году, которого, впрочем, завалила лингвистическая комиссия на экзамене по казахскому языку, выявившая 28 ошибок в 2-страничном сочинении (удивительно, что 6 лет назад он тест прошел). Доктор наук, эколог Мусагали Дуамбеков в сочинении на тему “Абай - духовный вождь народа”, допустивший всего 5 ошибок и в итоге прошедший по конкурсу. Последовательный борец с коммунистами (!) Салим Отен. А еще эпатажный обличитель общественного зла, предлагающий поднять знамя Аллаха против коррупционеров, Амантай-кажы, баллотирующийся, к слову, и вовсе в третий раз.
Впрочем, всем им, как и менее экзотическим кандидатам: Булату Абилову от оппозиционной “Азат”, Жамбылу Ахметбекову от коммунистов, пока еще неизвестным персонам от крестьянской “Ауыл” и партии “зеленых” “Руханият”, - чтобы быть допущенными к выборам, надо еще пройти полагающиеся проверки и набрать в свою поддержку 91 тысячу подписей избирателей, представляющих не менее 9 из 14 областей страны, а также городов Астаны и Алматы. Конечно, никто не сомневается, что это не является неразрешимой задачей, как, однако, и в том, что вряд ли эти люди, кем бы они ни были, могут как-то повлиять на итоги выборов. Они, эти итоги, предельно ясны уже сейчас. (Кстати, именно этим обстоятельством объясняет свой отказ от участия в кампании самая известная оппозиционная партия “Ак жол”.)
Всем в Казахстане очевидно, что президентские выборы с подавляющим преимуществом выиграет Нурсултан Назарбаев. Это и хорошо, и плохо. (Не то, что победит - это не обсуждается, а вот сама эта стопроцентная (ладно, 95-процентная) очевидность.)
С одной стороны, всякая стабильность - безусловное благо, особенно на фоне бушующего мира: политического кризиса в арабских странах и экономического - даже в некоторых, казалось бы, вполне благополучных европейских. В Казахстане открываются новые производства, исправно выплачиваются пенсии и пособия, успешно сдерживается безработица. Так что преемственность власти можно только приветствовать.
С другой стороны, в этом году исполняется 20 лет, как Нурсултан Назарбаев стал президентом Казахстана. Столь долгий срок дает оппозиции повод предъявлять к власти претензии, скажем так, в несоблюдении “регламента”, а отвечающих в государстве за информацию и пропаганду чиновников ставит перед необходимостью как-то отвечать на подобные упреки. Они и отвечают - но, к сожалению, не всегда безупречно.
Например, подписной кампанией с инициативой проведения референдума вместо выборов, в ходе которой было собрано более 5 миллионов голосов (55 процентов всех избирателей - по аргументации идеологов плебисцита, эта цифра подтверждает популярность в народе действующего главы государства).
Или принимают неоднозначные законы (вопреки воле самого главы государства) “О Первом Президенте” и “О Лидере нации”, которые устанавливают особый политический статус Нурсултана Назарбаева и, соответственно, не ограничивают продолжительность его президентства ординарными двумя пятилетними сроками...
Впрочем, в демократии, как известно, главное - не результат, а процесс. И даже процедура. Так что все эти законодательные новации, призванные обеспечить легитимность 20-летнему (и более) правлению первого и пока единственного президента, при некоторой своей неуклюжести отнюдь не антидемократичны, что бы там не заявлял Запад насчет либеральных ценностей.
Все на самом деле совершенно прозрачно. Де-юре законность соблюдена. А де-факто государством руководит тот, кого и желает видеть на этом поприще большинство населения. По части соответствия демократии не придрался бы даже Аристотель, автор термина.
Итак, основная демократическая процедура запущена - процедура выборов. Выдвижение кандидатов заканчивается 20 февраля, а 2 марта после сдачи экзаменов, сбора подписей и прочих проверок - и их регистрация. Еще месяц - с 3 марта по 1 апреля включительно - дается на предвыборную агитацию. Затем субботняя тишина и воскресное голосование. Победа. И инаугурация.
На фоне полной предопределенности сюжета (как в сценариях упомянутых древних греков) несколько вызывающе выглядит лишь один вопрос. Зачем понадобились эти досрочные выборы, когда семилетний срок уже подходит к концу и до очередных выборов - причем наверняка с тем же фаворитом - осталось всего полтора года?
Очевидных ответов на этот вопрос нет, остается лишь строить догадки, которые, конечно, все друг друга стоят в силу своей полемичности. Одна из них касается интеграции на постсоветском пространстве, которая все больше набирает ход и в обозримой перспективе даже предполагает черты некой конфедерации. Известно, что отношение к этому процессу, в частности, к созданию Таможенного союза, в обществе не совсем однородное. Имеются противники этой инициативы и в Казахстане. А ведь впереди такие принципиальные вехи на этом пути, как, например, уже анонсированный ввод единой валюты в 2012 году, и есть предположения, что это будет не тенге... Не исключено, что Нурсултан Назарбаев, несмотря на свой громадный личный авторитет в стране, предпочитает столкнуться со всеми этими вызовами к указанному сроку в качестве непререкаемого лидера нации, только что обновившего мандат народного доверия (в виде уверенно выигранных выборов), а не в качестве одного из кандидатов в президенты. |