|
Юлиана Жихорь
В минувший понедельник безработица в Казахстане выросла на 26 тысяч человек. Именно такое число госслужащих получили уведомление о сокращении с 1 ноября
Реформы системы государственного аппарата длятся ровно столько, сколько этот аппарат существует. То его увеличивают до размеров “государственной потребности”, то модернизируют и реструктуризируют в “мыльный пузырь”...
Как, например, в нынешнем году. Решение о реформе госаппарата было принято главой государства в конце сентября, поручившего сократить на 15 процентов штатную численность государственных служащих, содержащихся за счет средств государственного бюджета и сметы Национального банка, включая правоохранительные и судебные органы.
Под плановое сокращение попали почти четыре сотни судей и более девяти тысяч силовиков. Сумма экономии бюджетных средств в результате оптимизации штатной численности в 2011 году составит 18,6 миллиарда тенге, из них 14,3 миллиарда - средства республиканского бюджета, 4,3 миллиарда - местных бюджетов. При этом попавшие под сокращение госслужащие, чей стаж на государственной службе превышает три года, получат компенсацию в размере четырех окладов.
Как заявляют в правительстве, в первую очередь под сокращение попали те, кто плохо работал и не проявил себя.
Однако, по словам депутатов парламента, в некоторых госорганах традиционно стремятся перевыполнить “план” и сокращают не объявленные 15 процентов сотрудников, а 60-75 процентов. “Такое впечатление, будто руководители иначе поняли указ, - возмущается мажилисмен Сагынбек Турсынов. - Судя по письмам (избирателей. -
“НП”), следует, что указ не совсем справедливо исполняется и создает очень много противоречий в некоторых госорганах”.
Сокращение коснулось не только самих госорганов, но и их “дочек” - многочисленных АО и ТОО, разросшихся вокруг министерств и ведомств. Редко какое министерство не имеет при себе какой-нибудь институт или центр, находящийся в стопроцентной государственной собственности.
Схема сокращения везде одинакова: сначала урезаются вакантные должности, затем сокращаются “совмещенные” должности (например, юрист-архивариус и т.п.), затем - “синие воротнички”. До собственно чиновников дело доходит в последнюю очередь. Да и с ними, как правило, расстаются ненадолго - часть их переводится “на баланс” все тех же “дочек” или “внучек”, коих тоже немало.
Кстати, в регионах решили пойти дальше и сокращать не государственных служащих, а государственные предприятия. Например, в Мангыстауской области решено закрыть ГКП “Актаулифт”, ГКП “Актауградкадастр” и городское управление капитального строительства Актау. Другие госпредприятия “подсократят” функциональные обязанности.
Так, актауское ГКП “Коктем” будет по-прежнему заниматься захоронением отходов и организацией работы штрафстоянки, однако функции по санитарно-гигиенической уборке и озеленению улиц города отдадут в конкурентную среду. Аналогично поступят и в отношении ГКП “Актауское управление электросетей”, которое отныне не будет заниматься обслуживанием внутридомовых сетей.
Это далеко не первая попытка привести к численной гармонии государственный аппарат. Правда, если верить все той же статистике, гармония в Казахстане постоянно работала “на увеличение”. Так, 9 лет назад в Казахстане было 65 тысяч чиновников, а в 2005 году - уже 94 тысячи. В нынешнем (до сокращения) - 102747, и это не включая правоохранительные и силовые структуры.
И это при том, что в прошлом году уже была сделана попытка остановить безудержный рост любви к госслужбе. Тогда, весной 2009 года, был объявлен мораторий на прием на государственную службу. И даже сокращены 9 тысяч не занятых на тот момент вакансий.
Еще ранее, 1 сентября 2006 года, Нурсултан Назарбаев, выступая на открытии очередной сессии парламента, объявил о начале очередного этапа модернизации государственного управления и сообщил, что сокращена должна быть почти треть (30 процентов) всех госслужащих. Но, как однажды заметил мажилисмен Владимир Нехорошев, “только чиновники у нас размножаются неполовым путем”.
Впрочем, для чиновников есть не одни лишь плохие новости. В том же 2006 году президент пообещал: “Правительство должно внести предложения по поэтапному повышению... зарплаты государственных служащих до уровня, сопоставимого с крупными казахстанскими частными компаниями”. И, между прочим, тогда речь шла о том, что на это повышение будут направлены средства, высвобожденные за счет сокращения госаппарата. Видимо, и ныне сэкономленные на сокращении 18,6 миллиарда будут направлены на повышение зарплаты оставшимся чиновникам. С июля будущего года.
Астана
Прощание бюрократа с кабинетом
(песня из кинофильма “Забытая мелодия для флейты”)
Наливался тучами закат,
Перестройку начали с рассвета.
Не по делу снятый бюрократ
Со своим прощался кабинетом.
Ты прощай, мой светлый кабинет,
Ты прощай, ковровая дорожка,
Дай в карельском кресле напослед
Посижу хотя б еще немножко.
Пусть в последний раз в мой строгий взгляд
Ясный свет прольется из плафона.
Пусть по мне прощально прозвенят
Все мои пятнадцать телефонов.
Разве ж я хоть что-то разрешил?
Разве ж я вошел куда без стуку?
Так за что же камень положил
Рок в мою протянутую руку?
Так сказал и вышел по ковру,
Уходил все дальше он и дальше.
И слеза катилась по бедру,
По бедру крутому секретарши.
Граждане, душа моя чиста,
Жду от вас посильного привета.
Кто и есть на свете сирота -
Это гражданин без кабинета. |