ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Му-му Новость дня / События

Юлиана Жихорь
Как ни хочется парламенту казаться независимым и объективным органом, у него это никак не получается. Все больше парламент напоминает безголосый придаток правительства, молчаливо одобряющий любой его шаг. Даже если не всегда согласен с ним

Нынешний состав мажилиса действует с осени 2007 года. Именно в этот период зародилась традиция: накануне голосования мажилиса по бюджету в центральном аппарате правящей партии собирается заседание ее фракции в парламенте. (Напомню, что ее членами из 107 мажилисменов являются 98 депутатов, остальные назначены президентом от Ассамблеи народа). На заседание приходит Кабмин во главе с премьер-министром, который “в доверительной беседе” рассказывает депутатам о параметрах главного финансового документа на ближайшие годы, заверяет в его исключительной социальной направленности и выражает надежду, что депутаты проникнутся глубиной вопроса и одобрят его без вопросов.
Так, собственно, произошло и на сей раз.
В понедельник состоялось заседание фракции. А уже в среду мажилис одобрил бюджет 2011-2013 годов. Причем парламентарии так расстарались, что даже забыли вынести этот вопрос на повестку дня. (Решение, какие вопросы будут рассматриваться на пленарном заседании мажилиса, принимает Бюро палаты. Внеплановые же законопроекты обычно инициируются “с голоса” одним из депутатов - таковы “правила игры” и регламент. Но в этот раз его нарушили.)
Нетрадиционно прошло и само обсуждение законопроекта - депутаты решили даже не задавать вопросов правительству. Да и зачем зря стараться? Их предложения “дать денег” Кабмин еще на фракции зарубил на корню. А денег депутаты просили много - 310 миллиардов, которые они планировали направить на дополнительное финансирование образования, здравоохранения, питьевого водоснабжения, энергетики, развития транспортной инфраструктуры, поддержки сельскохозяйственного производства и других отраслей.
alt
“Мы, безусловно, согласны с тем, что необходимо больше внимания уделять проблемам в этих сферах. Однако, учитывая отсутствие источников пополнения доходной части бюджета, обеспечить все запросы депутатов сейчас, начиная со следующего года, не представляется возможным, - поставил на надеждах депутатов большой и жирный крест министр финансов Болат Жамишев. - Бюджет сбалансирован, и мы не считаем возможным увеличивать его доходную часть, поскольку макроэкономические риски сохраняются и бюджет должен строиться на очень надежной основе. Кроме того, не считаем возможным увеличивать дефицит бюджета в текущей ситуации”.
“Текущая ситуация” звучит из уст членов правительства ой как по-разному. Премьер не устает заверять, что наша экономика стабилизируется и кризис последних лет - уже далекое воспоминание: ВВП растет, инфляция падает, производство поднимается, в общем - все ок. Но министр же финансов смотрит на вещи без этого энтузиазма - денег нет.
К слову, раньше Кабмин тоже не всегда давал дополнительные финансы на реализацию депутатских предложений, традиционно перераспределяя расходы внутри самого бюджета. Так случилось и на этот раз: был сокращен правительственный резерв и оптимизирован ряд расходных статей. Изысканные суммы идут на обеспечение ежемесячных денежных выплат опекунам, попечителям, на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (данное пособие вводится впервые. Ежемесячная госпомощь составит, начиная со следующего года, 10 МРП на одного ребенка). Помимо этого увеличивается финансирование строительства школ и детских садов, строительства и сейсмоусиления объектов здравоохранения, водоснабжения. А также на проведение поисково-разведочных работ, строительство и реконструкцию объектов теплоэнергетики, ЖКХ и материально-техническое оснащение подразделений МЧС.
Депутатов настолько устроило такое перераспределение, что Кенжегали Сагадиев - главный экономический эксперт мажилиса и главный же традиционный критик правительства - удивил палату, предложив не задавать вопросов. Мол, все уже слышали, да и “Каримом Кажимкановичем было выдвинуто очень хорошее предложение о том, что все предложения депутатов будут внимательнейшим образом изучены, как и в прошлом году, и в последующем будут предприняты конкретные шаги для реализации тех или иных положений для совершенствования бюджетного процесса вообще” (это традиционное обещание каждого премьера депутатам).
Коллеги не поняли инициативы Сагадиева. Розакул Халмурадов вообще возмутился: “Я не являюсь членом фракции “Нур Отан”. Я избран от Ассамблеи народа Казахстана. Поэтому у меня есть что сказать, прошу оставить меня на выступление”. Да и партийцы тоже не согласились было с аксакалом. “У нас в регламенте нет такого, чтобы ставить вопрос на голосование, не задавая вопросов. Это новшество”, - проговорил Рауан Шаекин. И попросил коллег “не терять лица”: “Все мы за бюджет, все мы одобряем, все мы уважаем правительство во главе с Масимовым. Но, слушайте, здесь телевидение, все смотрят. Как так? Давайте хотя бы 5-6 вопросов зададим. Ну что мы сами себя топчем?! И хочу сразу сказать, даже не Масимову вопрос, а Национальному банку”.
Но желающих побыстрее пойти на обед оказалось больше - предложение Сагадиева было поддержано подавляющим большинством голосов.
Несогласные не преминули прокомментировать все более вырисовывающийся “облик” палаты. “Я не знаю, как по процедуре, - заявила Айгуль Соловьева, - но вообще парламент - это parle, от слова “говорить”. Не кажется ли вам - оттого, что мы вообще такие вопросы ставим на голосование, мы превращаемся не в парламент, а в “му-му” какое-то?” “Это вы ко мне обратились? - возмутился вице-спикер Владимир Бобров и попытался оправдаться: - Я работаю только модератором зала”.
“Я думаю, что, уважаемые коллеги, можно было, не роняя достоинства ни одной из ветвей власти, красиво провести данное заседание. Но не получилось”, - вздохнул Шаекин.
Вместо этого мажилису на этой неделе удалось поставить очередной собственный рекорд - одобрить проект трехлетнего бюджета за 40 минут, в который вошли: три доклада вице-министра экономического развития и торговли, главы Минфина и зампреда Нацбанка, и полчаса споров о соглашательстве. А ведь было время, когда избранники, радеющие за народ, “выбивали” из правительства деньги на народные нужды до позднего вечера, а то и по нескольку дней, а Кабмин готовился к защите бюджета, как к обороне Брестской крепости.
Быть может, однопартийность в парламенте и сказывается положительно на взаимодействии парламента с правительством, об этом не устает говорить нынешний глава Кабмина, регулярно благодаря депутатов за конструктивизм при рассмотрении законопроектов, выражающийся в рекордных скоростях принятия. Но эта однопартийность вряд ли оказывает такой же положительный эффект на избиравший парламент народ. Хотя бы потому, что скоростные бюджеты впоследствии корректируются несколько раз в год. Причем вне зависимости от наличия кризиса.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение