|
Юлиана Жихорь
Политические игры в демократию у наших южных соседей слишком дорого обходятся всему миру. Киргизское правительство разработало антикризисный план действий по обеспечению социально-экономической стабильности в стране, рассчитывая исключительно на импортные инвестиции от международных финансовых институтов, стран-доноров и гуманитарную помощь от международных организаций и НПО
То, что Казахстан, как страна-сосед и как председатель ОБСЕ, будет оказывать помощь разрушенному в результате очередной революции Кыргызстану, не сомневался никто. Суммарная помощь этой республике от Астаны составляет 21 миллион долларов, 10 из которых - гуманитарная помощь. Туда уже отправлены (до станции Ош) 184 тонны металлического шифера, 128 тонн гречневой крупы, 1800 тонн риса. А в Уральске загружено 29 вагонов доски обрезной. Вторую партию стройматериалов планируется отправить в Джалал-Абад после того, как Минфин Казахстана проверит обоснованность принятых правительством “гуманитарных решений” (деньги-то бюджетные).
Однако киргизская сторона хоть и благодарит за помощь, но протянутую руку опускать не торопится. Казахстан уже принял решение снять эмбарго на вывоз ГСМ для поставки требуемого Кыргызстану объема горюче-смазочных материалов.
“Мы понимаем, что эта мера (запрет на экспорт ГСМ. -
Прим. “НП”) продиктована в интересах сельхозтоваропроизводителей внутри страны. Но, учитывая небольшой размер нашей экономики, мы бы хотели получить поддержку с вашей стороны. Это будет существенная помощь для нас в период уборки урожая”, - потупясь, просил министр финансов КР Чоробек Имашев. На что премьер тут же дал поручение определить квоту для Кыргызстана и вывезти туда требуемый объем.
Вообще, надо заметить, что экономическая ситуация в Кыргызстане сложная, если не сказать, патовая.
Дефицит бюджета превышает 13 процентов от ВВП и составляет 619 миллионов долларов.
Временное правительство Кыргызстана совместно со специалистами из Казахстана, Всемирного банка и ЕвразЭС разработало антикризисный план по обеспечению социально-экономической стабильности, рассчитанный на 2010-2012 годы.
Как заметил глава Минфина Киргизской Республики Чоробек Имашев, страна планирует пойти по пути Казахстана, “рассчитывая на собственные силы”. Но до момента перехода на рельсы “чучхе по-киргизстански” потребуется немало сил стран-доноров, а главное - немало их денег.
27 июля в Бишкеке состоялась I Международная донорская конференция, где страны и международные организации согласились выделить Кыргызстану около 1,1 миллиарда долларов финансовой помощи. По сути, эта сумма практически равна требуемой антикризисным планом - 1,2 миллиарда. Однако, как стало ясно из визита киргизской делегации в казахстанское правительство, Бишкек совсем не прочь увеличить финансирование еще на пару-тройку сотен миллионов.
Глава Минфина КР напомнил Кариму Масимову про обещание казахстанской стороны провести собственную донорскую конференцию. С организацией которой, как выяснилось, возникли сложности. Страны заявляют, что-де сумма, равная требуемой, уже была обещана Бишкеку и что-де более они помогать просто не видят смысла.
По словам вице-министра иностранных дел Нурлана Ермекбаева, Казахстан ведет переговоры с 29 странами и 17 международными организациями, позиции которых распределились на три группы: “Первая - это страны, которые поддерживают проведение конференции, но сейчас конкретные вопросы участия рассматривает руководство этих стран. Это Белоруссия, Россия и другие страны СНГ. Вторая группа стран - это государства, которые идею в принципе поддерживают, но просят более убедительную аргументацию, чем будет эта конференция отличаться от бишкекской, какую она добавленную стоимость привнесет и какие проекты итоговых документов. Это в основном страны Европы и Азии.
И третья группа стран, сразу заявивших о своей сдержанной позиции и даже давших отрицательный ответ - это в основном страны Евросоюза, которые говорят, что уже выделили 118 миллионов евро в помощь Кыргызстану. Бельгия отказалась от участия в этой конференции, Австрия выражает сомнения, Италия также мотивирует тем, что уже выделяет средства. Индия, кстати, тоже заявила, что уже выделила миллион долларов, поэтому дальнейшее выделение представляет затруднение”.
Тем не менее казахстанский премьер пообещал собрать страны и организовать такую конференцию. Правда позже - не в августе, а в октябре. На что киргизский министр финансов тут же дал совет обратить особое внимание на тюркские страны, которые в Бишкеке не присутствовали.
А заодно расписал куда и на что будут потрачены запланированные 1,2 миллиарда: на подготовку к зиме, ирригацию, восстановление и постройку домов и государственных учреждений, на воспитание молодого поколения и продовольственную безопасность. А главное, пообещал довести дефицит бюджета в ближайшие годы до трех процентов от ВВП.
Правда, в словах презентовавшего антикризисный план вице-министра финансов КР Мирланбека Байгончокова случилась одна нестыковка: сначала он заявил, что на создание банка развития Кыргызстана требуется 200 миллионов долларов, затем - что на эти цели необходимо будет более миллиарда.
Надо отметить, что в попытках стабилизировать и нормализовать ситуацию в Кыргызстане местное правительство всерьез рассчитывает на казахстанские власти. Более того, даже в переговорах с предпринимателями, работающими на территории Кыргызстана, правительство Отунбаевой просит содействия от казахстанского правительства. Так, Бишкек обратился за помощью к Астане, чтобы закупать цемент на заводе, расположенном в Баткентской области Киргизской Республики, но владельцем которого является казахстанский предприниматель. “По нашим данным, себестоимость выпускаемого этим комбинатом цемента марки М 400 составляет 2,5 сома за килограмм, в розницу идет за 5 сомов. Комбинат отпустил бы нам цемент под 3,5 сома. Наша потребность в цементе составляет 30 тысяч тонн. Эта продукция десяти дней работы комбината”, - сообщил представитель киргизской делегации. И заявил, что руководство комбината отказывается работать с законными властями республики вообще, а потому киргизская сторона просит “оказать нам содействие в этом вопросе”.
В ответ на это вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев посоветовал определиться с претензиями на национализацию. “Мы когда с Розой Исаковной (президентом Кыргызстана Розой Отунбаевой. -
Прим. “НП”) говорили, я предлагал не только в каких-то интересах Казахстана, а вообще по ситуации - вам надо сделать исчерпывающий перечень объектов, которые у вас вызывают какие-то вопросы. Судиться ли вы будете, связаны ли они с прежним руководством, но нужно объявить всему миру, что на все остальные (объекты) никаких претензий не должно быть со стороны Кыргызстана, со стороны правительства”. Без четкой картины стабильности бизнеса иностранные инвесторы в Кыргызстан не придут, заявил Шукеев.
Астана основным условием ставит и противодействие киргизских пограничников контрабанде из Китая. “Вопрос перемещения товаров - это уже не национальный вопрос, это вопрос комиссии Таможенного союза трех стран. У нас были в Санкт-Петербурге большие споры, в том числе по казахстанско-киргизской границе, поскольку ваши пошлины в разы отличаются от таможенных пошлин ТС, и была до апреля этого года схема, когда китайские товары заходили в Казахстан и даже в Россию транзитом через Кыргызстан, - заявил Карим Масимов. - Вы представить себе не можете, какие там споры были, поэтому этот вопрос одним решением не решить, этот вопрос требует комплекса мер, в том числе ответственности киргизского правительства по контролю за перемещением товаров через границы страны”.
Судя по всему, Астана слишком доверяет киргизскому правительству, коли всерьез надеется, что оно не будет штамповать бумажки made in Kyrgyzstan на все том же китайском ширпотребе. Тем не менее открыть дополнительные пункты пропуска через границу (из 12 существующих сегодня открыты только три) Астана все же согласилась.
Астана
(Продолжение темы на 8-9 стр.) |