ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Посадочная полоса Новость дня / События

Ярослава Науменко, Андрей Губенко из Алматы
Скандальная ситуация вокруг Алматинского аэропорта - крупнейшей воздушной гавани республики - неожиданно стала одной из главных тем прошедшего в южной столице международного инвестиционного саммита (с участием главы государства, между прочим). Оно и неудивительно: бизнесмены и политики едва ли не лучше всех знают о проблемах порта, поскольку регулярно испытывают их на себе, даже если и проходят через VIP-зону. Как известно, годы отвратительного менеджмента закончились тем, чем и следовало ожидать: 160 миллионами долларов долга и начатым финполицией расследованием. Но, как говорится, нет худа без добра: чтобы не допустить банкротства стратегического объекта (особенно в преддверии Азиады), на саммите прозвучало революционное мнение: национализировать аэропорт. Действительно, может, хоть это позволит навести в нем порядок и довести его до минимальных международных стандартов сервиса?

В частности, уточнив, что ситуация вокруг Алматинского аэропорта - “это проблема для всех авиакомпаний”, с радикальным предложением выступил президент АО “Эйр Астана” Питер Фостер.
- Мы симпатизируем действующему руководству аэропорта, который унаследовал сложную ситуацию, - сказал Фостер. - Легче стереть и сделать заново, чем унаследовать эти проблемы. Мы сами неоднократно подавали жалобы. Все считают, что аэропорт нужно забрать у частного монополиста. Это стратегический актив государства, и он должен управляться централизованно. Например, Фондом “Самрук-Казына”. А для оперативного управления аэропортом можно пригласить крупную компанию, на этом специализирующуюся, так делается во всем мире. В данном случае контроль со стороны государства - это путь к прогрессу.
Напомним: скандал стал достоянием гласности после того, как нынешний президент АО “МАА” (Международный аэропорт Алматы) Айбол Бекмухамедов обратился в финполицию с заявлением о злоупотреблениях предыдущего руководства предприятия. В результате финансовых нарушений, по его подсчетам, бывшая команда во главе с Таиром Идрисовым, управлявшим аэропортом с 2004-го до конца прошлого года, оставила своим преемникам “наследство” в 160 миллионов долларов долга. Из которых значительная часть получена в виде кредитов и растрачена неэффективно. Вообще же, по данным Бекмухамедова, из 211 миллионов долларов собственных и заимствованных средств 100 миллионов “пропали”.
alt
Не говоря уже о вполне прорисовывающейся уголовщине, это чревато и другими антисоциальными последствиями. Если кредиторы - банки, дававшие деньги на новые гостиницу и терминал, поставщики топлива, жители прилегающих территорий, у которых аэропорт выкупал землю для строительства новой взлетно-посадочной полосы - вдруг разом потребуют денег (а такая ситуация не исключена, если не сказать - ожидаема), то аэропорт ждет дефолт, а Алматы, получается, - воздушная блокада.
Понятно, что помимо кредиторов от такого сценария развития событий особенно пострадают авиакомпании. В связи с чем эти последние и призывают чиновников к решительным действиям: ведь едва ли не единственным финансовым спасителем в наше кризисное время, как показывает отечественная и мировая практика, является государство. Национализация аэропорта позволит всем сохранить бизнес и спастись от разорительных убытков, и поэтому упомянутые высказывания предпринимателей на инвестфоруме вполне логичны.
Но так получается, что в этом вопросе интересы бизнеса и народа совершенно совпадают и от национализации аэропорта едва ли не больше всех выиграет рядовой потребитель.
Ресторанные и командировочные подвиги бывшего руководства АО “МАА” (в частности, сообщается, что г-н Идрисов на посту президента проводил треть своего рабочего времени - 283 дня в году - в загранпоездках, где потратил 87,5 миллиона тенге командировочных, а в ресторанах оставил 168 тысяч долларов в виде представительских!) немного проливают свет на природу запредельно высоких цен на авиабилеты в Казахстане. Ведь значительную долю в них составляет так называемый аэропортовский сбор, и его размер, как мы видим, был весьма мотивированным...
Теперь, без командировочных и представительских, глядишь, и авиаперелеты подешевеют.
Конечно, одним лишь этим высокие цены не объясняются. Кстати, другие причины относительной дороговизны билетов даже на внутренних рейсах страны также прокомментировал глава национального авиаперевозчика:
- В Европе низкозатратные авиакомпании используют небольшие аэропорты, которые могут находиться, к примеру, в 50-70 километрах от пункта назначения в небольшом городке. Этого варианта в Казахстане нет. Здесь мало аэропортов, и все они монополисты, поэтому ставки на обслуживание выше мировых.
Самим авиаперевозчикам, по словам Питера Фостера, не под силу создать подобную инфраструктуру. Кроме того, в Казахстане невозможно подготовить самолет к вылету за 20 минут (как в Европе) из-за погодных и климатических условий. Третий пункт - очень большие расстояния. “Рейс из Алматы в Атырау длится больше трех часов, в то время как у многих европейских компаний нет рейсов дольше двух часов”, - подчеркнул глава компании.
И, однако, с одной лишь незавидной географией, без завидной экономики прежнего руководства алматинского аэропорта у казахстанских потребителей шансов осилить цены куда больше.
Впрочем, дело не только в ценах. Инфраструктура (а точнее, ее отсутствие) заново выстроенного после исторического пожара 1999 года аэровокзала давно уже стала притчей во языцех. Сколько было писано-переписано о том, что это просто нонсенс - когда аэропорт города-миллионника не связан с этим самым городом никаким транспортным сообщением, кроме частных извозчиков (к слову, назойливо предлагающих свои услуги едва не с самого трапа, - лицо города, так сказать)! В результате гигантский ежечасный поток прибывающих-убывающих пассажиров и встречающих-провожающих не имеет возможности воспользоваться ни электричкой, ни автобусами-троллейбусами, как во всех нормальных городах, а вынужден пользоваться личными (служебными, таксующими) машинами. Для нужд которых на площади перед вокзалом (которую как раз таки можно было бы использовать для подъезда общественного транспорта) и была устроена впечатляющая платная стоянка. Системообразующая, надо полагать, ради которой, вероятно, и был создан весь этот тесный восточный базар...
Тем не менее за пять с половиной лет, с декабря 2004 года, когда пассажиров принял новый аэровокзал, с этим позорищем так ничего и не захотели поделать. А вскоре, похоже, и вовсе привыкли. Правда, в связи с Азиадой, права на проведение которой добился Алматы, разговоры возобновились. Одно дело - наши внутренние потребительские унижения и совсем другое - осрамиться перед иностранцами, которые хлынут в Казахстан в феврале 2011 года (что поделаешь - менталитет!) На это одно, пожалуй, оставалась надежда, чтоб навести долгожданный порядок в алматинском аэропорту и около него, да разве еще на тотальную смену руководства в результате громких разоблачений, вроде тех, что наконец последовали.
Впрочем, не исключено, что второе из первого и вытекает.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение